Повесть “Кавказский пленник” Льва Толстого
В четвертую книгу для чтения Л. Толстой поместил повесть “Кавказский пленник”. Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается
Основной прием повести – противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. “На всякое рукоделье мастер был”, “Хоть невелик ростом, а удал был”,- подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: “мужчина грузный, пухлый, запотел”. Контрастно показаны
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: “Да ручонки тонкие, как прутики,- ничего силы нет. Бросила камень, заплакала”. Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
“Кавказский пленник” – самое поэтическое и совершенное произведение в “Русских книгах для чтения”. В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях “Мои первые книжки”, “Книга за книгой”, “Школьная библиотека” и др.
Схожі твори:
- Краткое изложение рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и еще одного русского офицера Костылина схватили татары. Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае. Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием […]...
- Критический анализ рассказа Толстого “Кавказский пленник” Л. Н. Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю. Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных […]...
- Краткое изложение Кавказский пленник Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой Кавказский пленник Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и еще одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, […]...
- Рассказы Льва Толстого о животных Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных (“Лев и собачка”, “Мильтон и Булька”, “Булька” и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. Незабываемое впечатление на детей производит рассказ “Лев и собачка”. Реалистичность картины смерти […]...
- Сочинение по повести Льва Толстого “Казаки” “Казаки” (1852-1863) являются важным этапом в развитии мировоззрения и таланта Толстого. В основе повести – конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства и дворянином Обелинскиным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим закономерную неудачу в этих своих попытках. Обелинский отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он […]...
- Краткое изложение Кавказский пленник А. С. Пушкин А. С. Пушкин Кавказский пленник В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб! Мечтою летит он в […]...
- Автобиографическая повесть А. Н. Толстого “Детство Никиты” Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть “Детство Никиты” (в первом издании – “Повесть о многих превосходных вещах”) была написана в 1920 году во Франции для детского журнала “Зеленая палочка”, в 1922 году опубликована в Берлине, а в чтении советских детей впервые появилась в 1923 году. […]...
- Краткое изложение рассказа Льва Толстого “Казаки” Для Толстого как писателя, для проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. Контраст искусственного городского и естественного деревенского, природного, впервые резко обозначенный в “Казаках”, составляет главное содержание повести “Семейное счастье”, очень многое определяет в “Войне и мире” и в ” Анне Карениной “, а в романе […]...
- Коротка характеристика добутку Кавказький бранець Толстого Л. Н “Кавказький бранець” – оповідання, що оповідає про хороброго офіцера, що не втратило надії вижити, коли був узятий у полон татарами. У середині XІX в. на Кавказі йшла важка й кровопролитна війна, Л. Н. Толстой у ті часи служив там, тому бачив усе своїми очами. Жанр добутку визначений самим письменником – минуле, воно вказує на реальність […]...
- Отдельные исторические характеры в романе Льва Толстого “Война и мир” В романе Льва Толстого ” Война и мир ” большое значение уделяется не только психологии, но и философии, истории. Толстой хотел показать не, как Достоевский, а человеческую массу и способы влияния на нее. История у Толстого – это взаимодействие миллионов людей. Он пытается показать, что отдельный человек, исторический деятель не в состоянии влиять на человечество. […]...
- Твір на тему: “Хто з героїв Льва Толстого мені найближчий і чому?” Творчість Льва Миколайовича Толстого дуже широка. За час своєї діяльності один з найвизначніших російських письменників написав велику кількість різноманітних творів, в яких йому вдалося розкрити практично всі мислимі сфери життя людини. Завдяки письменнику його читачі сьогодні можуть відшукати практично будь-який образ, який цікавить їх по життю. Звичайно, навряд чи можна стати винятком із такого приємного […]...
- Творчество Льва Николаевича Толстого Роман льва Николаевича толстого, несомненно, одно из самых интереснейших произведений всей русской литературы, ведь автору удалось запечатлеть в своем романе множество интереснейших образов пи характеров различных героев. А также окунуть читателя в мир актуальных и по сей день проблем. Итак, хотелось бы особе внимание уделить эпизоду, где один из главных героев, а именно, Пьер Безухов […]...
- Твір на тему: “Мої враження від роману Льва Толстого “Анна Кареніна” Роман Льва Толстого “Анна Кареніна” – дуже цікавий твір про життєві складнощі життя людей, які існували в непростий час, одночасно з тим належачи до числа високого суспільства. У центрі всього роману знаходиться історія Анни Кареніної, закоханої, але разом з тим нещасної жінки, яка знаходиться в складній життєвій ситуації. Досить цікава також історія Костянтина Левіна у […]...
- Твір на тему: “Моє ставлення до Анни Кареніної із роману Льва Толстого” Анна Кареніна – головна героїня однойменного роману Льва Миколайовича Толстого. Образ Анни Кареніної виключно трагічний. Будучи сильною і красивою жінкою, Анна Кареніна зіткнулася з непереборними для себе проблемами, що й привело її до настільки трагічного кінця. У той же час її образ не позбавлений суперечливості, тому ставлення до неї ніяк не може бути однозначним. Першим […]...
- Твір на тему: “Діалектика душі в романні Льва Толстого “Анна Кареніна” У своєму відомому романі “Анна Кареніна” Лев Толстой не обмежився лише звичайними описами подій і життів, він був зацікавлений у вивченні душ героїв свого твору, тому цій темі він приділив досить багато уваги. Зрозуміло, що частіше за інших в романі автор копався в душі головної героїні Анни Кареніної, саме про неї хочеться говорити в більшій […]...
- Кавказький бранець Толстого Л. Н Офіцер Жилин служив на Кавказі. Один раз він одержав листа з будинку від баби-матері, що занедужала вона й боїться вмерти, не побачивши сина на прощання. Жилин одержав відпустку й відправився в рідні краї. На Кавказі в той час була війна. Горці нападали на росіян, убивали або забирали в полон. Російські обози звичайно супроводжував солдатський конвой. […]...
- Твір на тему: “Пошуки Левіна в романі Льва Толстого “Анна Кареніна” У романі авторства Льва Толстого “Анна Кареніна” поряд з основною сюжетною лінією також розповідається достатньо цікава історія Костянтина Левіна. Багато людей, незважаючи на вік, ніби весь час перебувають в якомусь духовному чи інтелектуальному пошуку. Таким людиною, звичайно, можна назвати самого Левіна – він дійсно весь час щось шукав, до чогось прагнув. Абсолютно точно про нього […]...
- Твір на тему: “Продовження історії героїв роману Льва Толстого “Анна Кареніна” Після прочитання будь-якого цікавого твору його читачі нерідко задаються питаннями і фантазують про те, що могло б статися з героями надалі, після того, як історія твору закінчується. Пофантазувати таким чином цікаво і після прочитання роману Льва Толстого “Анна Кареніна”. У цьому романі дуже багато цікавих героїв, про продовження історій яких досить цікаво поміркувати. Найцікавішою є […]...
- У чому суть трагедії Анни Кареніної (за романом Льва Толстого “Анна Кареніна”) “Анна Кареніна” – одна з трьох чудових вершин у творчості Льва Толстого. Роман цей є природним переходом від “Війни і миру” до “Воскресіння”. Толстого дуже хвилювали питання сучасної дійсності. Життя Росії 70-х років відбивається в “Анні Кареніній” у всьому своєму розмаїтті, від імператорського двору до селянської хатини. В основі соціального роману “Анна Кареніна” лежить історичне […]...
- Суперечливий образ Анни Кареніної в однойменному романі Льва Толстого Кажуть, що зрозуміти – це пробачити… Хто, як не я – автор, “родитель” своєї героїні, мав би краще зрозуміти народжену мною? Я зрозумів свою героїню, свою Анну, але простити не зміг. Люблю її усім серцем, душа болить за неї, плачу разом із нею над її дитиною, над коханням, над заплутаним життям, але суд над нею […]...
- Сочинение миниатюра по рассказу Л. Толстого “Холстомер” С народными рассказами сближаются не только драматические произведения писателя, но и повести, посвященные всегда волновавшей его проблеме смысла жизни. Теперь особое внимание он обращает на исследование ложного, извращенного мировоззрения представителей господствующих классов, принимающих устоявшиеся взгляды на жизнь, собственность, семью, любовь за нечто постоянное, не подлежащее ни малейшему сомнению. Таков герой повести “Холстомер” (законченной в 1885 […]...
- Твір на тему: “Історія трагічного кохання Анни Кареніної за романом Льва Толстого “Анна Кареніна” Навряд чи в житті будь-якої жінки може бути щось трагічніше, ніж те, що сталося в житті головної героїні Анни Кареніної з однойменного роману Льва Толстого. Кохання надзвичайно важливе для кожного, всі прагнуть кохати і бути коханими, але іноді кохання приходить до людини дуже недоречно і приносить одні лишень страждання. Але вибору у людини просто не […]...
- Суперечливий образ Анни Кареніної в однойменному романі Льва Толстого (сповідь автора) Кажуть, що зрозуміти – це пробачити… Хто, як не я – автор, “родитель” своєї героїні, мав би краще зрозуміти народжену мною? Я зрозумів свою героїню, свою Анну, але простити не зміг. Люблю її усім серцем, душа болить за неї, плачу разом із нею над її дитиною, над коханням, над заплутаним життям, але суд над нею […]...
- Сочинение на тему: жанр романа Л. Толстого “Война и мир” “Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто “книгой”. “Что такое ” Война и мир “? – спрашивал писатель и отвечал: – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника”. В этой связи Толстой совершенно справедливо вспоминал, […]...
- Новаторство повестей Толстого Толстой начал свой путь как бесстрашный художник, по убоявшийся показать читателю всю сложность и противоречивость его души, его внутреннего мира, и он очень последовательно пришел затем к бесстрашию человека и гражданина, сказавшего людям о лжи той жизни, которой они живут, сказавшего правителям этой жизни о беззаконности и преступности их власти. Начало толстовского пути и в […]...
- Переказ оповідання Кавказький бранець Толстого Л. Н План переказу 1. Жилин одержує листа від матері й вирішує неї відвідати. 2. Жилин і Костилин самостійно відправляються в шлях. 3. Товариші попадають у полон до татар. 4. Вони одержують речення про викуп, щоб знову знайти волю 5. Жилин ближче знайомиться з Диной, дочкою багатого татарина Абдул-Мурата. 6. Жилин і Костилин роблять втечу. 7. Герої […]...
- Сочинение миниатюра: повесть Тургенева “Ася” Повесть “Ася” (1857) по проблематике и художественному своеобразию примыкает к предшествующим повестям и роману ” Рудин “. Здесь звучат элегические мотивы безвозвратно упущенного счастья, стихийности любви и не подвластности этого чувства разуму и воле человека. Чернышевский в статье “Русский человек выделил в повести преимущественно социальный смысл, использовав ее для разоблачения дворянского интеллигента либерала, в несчастьях […]...
- Замысел и создание повести Толстого “Детство” Работал над “Детством” – как и над другими своими произведениями – Толстой в самом деле “упорно”. Хотя во второй редакции повесть носит вполне завершенный характер, Толстой ею недоволен и многие еще месяцы занят ее переделкой и доработкой. Ответ от Некрасова приходит очень скоро. Он обрадовал Толстого “до глупости”. Вот что пишет Некрасов Толстому: “Я прочел […]...
- Художественное своеобразие повести Толстого “Казаки” В “Казаках” Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был особенный, характерно толстовский путь ученичества: он учился, оставаясь верным не только учителю, по и самому себе,- учился, преодолевая. В “Казаках” “спор” с Пушкиным и преодоление пушкинских художественных решений заключалось прежде всего в демонстративном снижении, “заземлении” […]...
- Сочинение миниатюра по рассказу Л. Толстого “Смерть Ивана Ильича” В повести “Смерть Ивана Ильича” (1881 -1886), как и в “Холстомере”, нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего прошлого существования, воспринимается как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепринятое и абсолютно правильное. О “прошедшей истории жизни […]...
- Повесть – прозаичный жанр эпоса В теоретической литературе существует понимание термина “повесть” как средней формы эпической прозы. С этой точки зрения повесть сопоставляется с романом (большая форма прозы) и новеллой или рассказом (малая форма). Если в романе в центре находится действие в целом, фактическое и психологическое развитие сюжета, то в повести внимание нередко сосредоточивается на статических компонентах произведения – положениях, […]...
- Дети в изображении Л. Толстого В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не “глупую”. Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно […]...
- Сочинение по повести Толстого “Xаджи-Мурат” В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и господствующими классами. Он был убежден, что человечество стоит теперь на пороге огромных преобразований. Все чаще выступает писатель с публицистическими статьями, заметками, открытыми письмами, которые неизменно находили самый живой отклик в России и во всем мире. […]...
- Любимая героиня Толстого … Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий Густой туман злословий и восхищений захватов окутывал этого человека при его жизни… Вряд ли были люди, которые не слышали о нем. Но даже если и были, все равно их жизнь стала во многом иной […]...
- Герой повести Толстого “Крейцерова соната” Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка “деятельности, которая называется художественной”. Это повлекло за собой трансформацию поэтической системы, стилистики и структуры литературных героев. Позднышев – единственное главное лицо этого произведения, определяющее его атмосферу, тональность; личность мыслящая, думающая над актуальными проблемами общественными и сугубо личными. В трактовке писателя П. […]...
- Познавательные сказки Л. Н. Толстого Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: “Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен” (“Шат и Дон”). Сказка “Волга и Вазуза” привлекает внимание ребенка […]...
- Созревание художественного таланта Толстого Мастерски разрешив задачу психологического анализа в автобиографической трилогии и сделав опыт реалистической зарисовки крестьянских образов в “Утре помещика”, он одновременно переходит к сложной теме изображения войны в “Севастопольских рассказах” (1854-1855). В них Толстой изображает один из самых героических эпизодов в истории русского народа – одиннадцатимесячную оборону Севастополя в 1854- 1855 гг. Образы солдат и матросов […]...
- Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала “Современник” повестей Л. Толстого “Девство”, а затем “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания. Когда Некрасов в “Современнике” напечатал первую […]...
- Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого Творчество Толстого охватывает большой период времени с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастаний революционного движения в 90-е годы XIX века. Изображение духовного роста человека, диалектики души самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно […]...
- Своеобразие произведения Фраермана “Повесть о первой любви” Произведение это написано в трудный и напряженный 1937 год. На дальневосточных рубежах нашей страны тогда складывалась особенно тревожная обстановка. И недаром внимание всего народа, и нашей литературы в частности, было привлечено к этому краю. “Правда” и другие центральные газеты посылали на Дальний Восток писателей. Они выступали не с одними только очерками и корреспонденциями, а и […]...