Поэзия И. Бехера

Тема, проблемы, художественное своеобразие. Иоганнес Роберт Бехер (1891-1958) И. Р. Бехер – крупнейший немецкий поэт XX века, прозаик и драматург, философ и теоретик литературы, страстный публицист, общественный и. государственный деятель. Его творчество неразрывно связано с революционной и антифашистской борьбой рабочего класса и компартии Германии, с утверждением ГДР. Творческий путь Б. сложен: расстояние, отделяющее первые стихи Б. от его предпоследнего сборника “Hungrige Stadt” (Голодный город, 1927) – огромно и показывает, с какими затруднениями

сопряжен был творческий рост крупнейшего революционного поэта современной Германии. Б. начал как типичный поэт большого города, как яркий выразитель настроений деклассированной богемы.

В стихах, относящихся к 1912-1916 [кроме названной уже книги “Verfall und Triumph” они вошли также в сборники ” Песнь против современности ” и ” К Европе “, мы встречаем тонкого изощренного лирика, настроения которого очень заметно окрашены воздействием богемной среды, а также замечательно яркого изобразителя городского пейзажа и быта, воспринятого все в том же ограниченном разрезе восприятия художника-богемы. Бехер

– большой мастер; яркость и острота образа характеризуют его урбанистические стихи.

Буржуазную действительность поэт оценивает отрицательно уже в самом начале своего творческого пути, но его возмущение разряжается крикливой и бесплодной бравадой; от смутного, хотя и очень болезненного недовольства до революционного восстания против буржуазной действительности еще далеко. Б. переживает мучительную полосу богоискательства; в сборнике ” Во имя бога “, 1921 – вторая часть книги, известная агитпьеса “Arbeiter, Bauern, Soldaten”), отразившем этот период, собраны стихи, свидетельствующие о том, с какой страстностью и как трагически слепо поэт искал в религиозных мотивах разрешения больных противоречий действительности.

В годы первой мировой войны И. Бехер выступил ее активным противником. В сборниках “К Европе” (1916), “Песнь против современности” (1918) звучит резкий протест против милитаризма, ужасов истребительной войны, призыв к народам Европы покончить с ней. По-прежнему разрабатывается и характерный для левых экспрессионистов мотив единения людей, их дружбы, любви и братства. Его антивоенные произведения, к которым примыкает и прозаическое обращение “К солдатам социалистической армии”, содержащее призыв к борьбе за освобождение угнетенных, запрещает полицейская цензура.

C 1917 Внимание И. Бехера привлекают революционные события в России и деятельность В. И. Ленина. Поэт создает сборник революционных стихов, посвященный “Р. Люксембург, К. Либкнехту и революционному пролетариату”. В нем было напечатано и знаменитое “Привет немецкого поэта Российской Советской Федеративной Республике”, которое начиналось словами: “С Востока льется свет!..” Оно стало одним из самых первых откликов из-за рубежа на революционные и социалистические преобразования в России. И. Бехер становится верным и стойким другом Советской России. Он внимательно следит за ее успехами, переводит на немецкий язык стихи В. Маяковского и Д. Бедного.

В классовой борьбе крепнет политическое сознание И. Бехера, его поэтический талант, растет реализм его произведений. Из его стихов исчезает абстрактность, фраза становится проще, мелодичнее, поэт стремится, чтобы его произведения стали доступны широким массам народа. Становление И. Бехера как социалистического поэта начинается с поэмы “У гроба Ленина” (1924), где скорбь мирового пролетариата о кончине великого вождя перерастает в уверенность в торжестве его дела. С 1924 года усиливается роль политической темы в произведениях И. Бехера.

За антивоенные сборники “Труп на троне” (1925) и “Банкир едет по полю битвы” (1926), клеймившие империализм и президента Германии Гинденбурга, и роман “Люизит…” И. Бехер был арестован. Ему грозил суд за “государственную измену”. Эта попытка реакции расправиться с революционным поэтом вызвала возмущение во всем мире. В защиту И. Бехера выступил Максим Горький. “Я призываю всех честных людей протестовать против суда над Иоганнесом Бехером, виновным единственно в том, что он честен и талантлив” – писал Горький в своем обращении. Энергичный протест прогрессивных деятелей всего мира сорвал суд, и И. Бехер снова продолжает борьбу.

В это время он проявляет себя подлинным интернационалистом: в его искусстве звучит живой отклик и на стачечную борьбу английских горняков, и на произвол американской реакции, казнившей Сакко и Ванцетти, и на забастовочное движение в Европе, и на трудовые будни Советского Союза. Он восхищается героикой социалистического строительства. В следующих сборниках стихов (“Голодный город”-1927, с предисловием М. Горького, “Серые колонны”-1930, и др.) поэт рассказывает о трудной жизни немецких рабочих и их мужественной борьбе против поднимающейся фашистской реакции. Он одним из первых разоблачает империалистическую сущность фашизма, обращает внимание рабочего класса на его опасность.

Но в его поэтических сборниках этих лет, отмеченных высокой коммунистической идейностью, обнаруживаются серьезные эстетические просчеты: после взрывчатой экспрессивности, яркой эмоциональности поэзии 10-20-х годов И. Бехер впадает в другую крайность: в его стихах появляются сухость, обезличенность, “серость” и приглушенность индивидуальных чувств, их нивелировка. В борьбе этих противоположных художественно-эстетических и эмоциональных начал идет развитие творчества 20-30-х годов Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность И. Бехера (в разные годы он был президентом “Культурбунда” и Академии искусств, министром культуры ГДР и п. р.) были отмечены Национальными премиями ГДР и Международной Ленинской премией “За укрепление мира между народами” (1952).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Поэзия И. Бехера