Поэзия Фета и ее близость к живописи и музыке

Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах с потрясающей точностью передать все оттенки той невыразимой красоты природы, которая с такой легкостью ускользает от неопытного или посредственного пера. Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание тайн природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для души непросветленной поэзией – вот главные особенности творчества Фета. Именно они позволили ему создать те необыкновенно прекрасные, глубокие и выразительные поэтические картины,

которые до наших дней считаются образцом стихотворений о природе и человеческой душе.

Поэзия Фета очень близка к живописи. Пожалуй, больше ни одному поэту не удалось настолько сблизить эти два вида искусства, сплавить их в единое целое.

Причина такой особенности состоит в том, что Фет весь живет моментом, им схва-ченным, а потом в стихотворении до малейшей подробности воссоздает поразившую его картину. Так, он запоминает все мелкие черты, характеризующие вечер в степи, он упоминает даже о взлетевшем жуке и о коростелях, скрипящих в росистой ложбине. Но Фет может и не использовать ярких красок или точных изображений

предметов и пейзажей. Для того, чтобы нарисовать глубокую и достоверную картину ему бывает достаточно легкой кистью набросать тени, оттенки, эмоции. При этом такие намеки на ситуацию, на чувства, владеющие лирическим героем могут быть более выразительными, чем реалистичное и точное изображение (“Шепот, робкое дыханье…”).

Кроме этого Фет в высокой степени обладает еще одной особенностью, редкой в нынешних поэтах, а именно высокой музыкальностью стиха. С помощью аллитераций и разнообразных ритмических рисунков Фет создает необычные звуковые образы, которые подчеркивают, усиливают образы живописные. (“Спи, еще с зарею…”, “Серенада”, “Растут, растут причудливые тени”, “На заре ты ее не буди”, “Люди спят, пойдем в тенистый сад”, “Пчелы” и т. д.)

Природа в стихотворениях Фета всегда оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния автора или лирического героя: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Таким образом, можно утверждать, что главным в его поэзии становятся не яркие пейзажные образы, а эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Именно такое понимание творчества Фета позволило Константину Бальмонту сказать те прекрасные слова, которые вынесены в название этого сочинения. Природа в поэзии Фета действительно как в зеркало смотрит в человеческую душу, но при этом и сам человек видит в природе ничто иное, как отражение малейших движений своей души. Человек и природа оказываются слитыми воедино и при этом абсолютно противоположными, как наш мир и Зазеркалье.

Стихотворение “Заря прощается с землею…” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда Фет уже оставил военную службу.

Здесь уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины. Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купается в их золотом сиянии. И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе.

Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы по вертикали. Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее – деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу – наступающая мгла, окутанная паром земля.

В этом стихотворении природа у Фета даже не одушевлена, а одухотворена. Она живет своей особой жизнью, и не каждый человек способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.

Стихотворение заканчивается строчками полными глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную, И ей овеяны вдвойне, – И землю чувствуют родную, И в небо просятся она.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того – во взаимосвязи, во взаимопроникновении.

Этот образ можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Лирический герой, глядя на величественную картину, представшую перед ним, сливается с ней эмоционально, становится ее частью. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета – вот что символизирует этот образ.

Поэзия Фета навсегда останется символом того единства с природой, ее душой, которое доступно только настоящим мастерам слова и людям с тонко чувствующим сердцем. Фет, как видно из его стихотворений, был и тем и другим, а его поэзия навсегда останется в сокровищнице лучших произведений русской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Поэзия Фета и ее близость к живописи и музыке