Нельзя не согласиться со словами римлян, что поэтом нельзя стать, поэтами рождаются. Нельзя выучиться ни на Шевченко, ни на Бетховена. На них, как на пророков, сходит Святой Дух, и им приоткрываются вещи до сих пор никому не понятные. Такой поэтессой была Елена Телега. Ее поэзия была по-настоящему аристократической, лишенной вульгарности и простоты, образы и идеи целостные. Она была элегантной в своем телосложении “быстроногой Дианы” и в форме своих стихов, гордой в отношении к жизни. Елена Телига, как блестящая звезда, вспыхнула и сгорела
на небе войны и революции, но оставила яркий свет для потомков.
Она ставила к себе, как к поэтессе, и к своим стихотворения, высокие требования. Она старалась отыскать законченную форму слова, которое бы отвечало каждому ощущению, которое бы подходило к той эмоции. Нужное слово искала долго и не спешила вставить какое-то другое. Имела гениальный дар связать близкое с далеким, настоящее с будущим или с прошлым. В зерне видела растение, в цветке – плод, в жизни – смерть, в смерти – жизнь. Ее стихи отличаются благородством линий, лаконизмом, необыкновенной целесообразностью строения, которое стремится вырваться
за границу, в пространство, в воздух, рвется неудержимо, взбирается вдаль. Создается впечатление, что душа порывается от серого, приземленного в небо. В палитре ее стихотворений не найдешь “трепетно ласковых” или “розово-мечтательных” красок, которые часто употребляют наши лирики. Нет там и серости грязно-розовых и грязно-голубых красок, которые делают стихи такими скучными и однообразными. Больше всего она не терпит серости! Тяжело найти у нее невыразительные переходы от одной к другой краске. Наоборот, все краски яркие, блестящие, не холодные, а горячие, которые создают контраст. У поэтессы слова “вера” и “любовь” заблестели свежими, разноцветными красками, первоначальным огнем. Елена Телига будет стоять как ведущий маяк, чтобы об огонь ее сердца зажигались тысячи сердец грядущих поколений. Чтобы тысячи ног прошли по ее следам путем, неминуемым для наций с большим будущим, путем соревнований страданий и воскресения. Путем великанов. Е. Телига (1907-1942) – своей жизнью показала, как можно и должно любить родной язык, землю, народ. Поэт, публицист, политический деятель – вот те высочайшие характеристики, которыми ее наградила судьба. Родители и окружение пробудили в ней национальное сознание, и она заговорила родным языком, отвергнув от себя тех лжедрузей, которые позорили все, что ей стало родным. Во времена национально-освободительных революций 1917-1921гг. вместе с родителями жила в Киеве, а с 1923 г.- в Чехословакии. В 1924 г. закончила курсы, в 1925 вступила на историко-филологический факультет Украинского высшего педагогического института им. М. Драгоманова. Становится участницей литературно-художественной жизни, знакомится с Е. Маланюк, Л. Мосендзо: и другими поэтами-пражанами. После бракосочетания переезжает в Варшаву. Работает учителем, манекенщицей. С 1932 г. сотрудничает с “Вестником” Д. Донцова. С началом второй мировой войны не может оставаться в стороне освободительного процесса и в сентябре 1941 года вместе с производными группами ОУН перебирается в Ровно, а 22 октября – в Киев, где начинает редактировать литературную газету “Литавры”.
В феврале 1942 г. ее арестовывает гестапо и вскоре вместе с мужем, журналистом Иваном Ухватом, и поэтом Иваном Ирлявским были расстреляны в Бабьем Овраге. Так заканчивается ее жизнь, но не слава и не величие борца за свободу. Посмертно вышли книги “Душа на стороже” (1946), “Флаги духа” (1947).