Почему автор называет Печорина “героем времени”?
Герой нашего времени” является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека – “героя своего времени”. Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что ” Герой нашего времени – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал
К числу таких людей
Характер Печорина сложен и противоречив, как та эпоха, в которой ему довелось жить. Сам герой романа говорит о себе так: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы же причины такой раздвоенности? Печорин признается: “Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался по его же собственным словам, нравственным калекой, эгоистом. В отношениях с людьми Печорин проявляется более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем Лермонтов сказал в стихотворении “Дума”:
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ни чем не жертвуя пи злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
Однако еще пушкинского Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом и эгоистом поневоле. То же самое можно с полным правом сказать и о Печорине.
Таким образом, Печорин – это жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? Нет, не оправдывает. В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.
На последних страницах новеллы “Фаталист”, завершающей роман, Печорин называет себя и свое поколение “жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…”
В этих словах Лермонтов ясно указывает на главную причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Он видел ее в “ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права”, в спорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.
Тем и дорог нам этот роман Лермонтова, что он направлен против темных сил зла – корысти, вражды, злобы, ненависти, – всего, что уродует, калечит и омрачает жизнь на земле.