Почему автор называет Печорина “героем времени”?

Герой нашего времени” является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека – “героя своего времени”. Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что ” Герой нашего времени – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал

Печорина? Прежде всего, 30-е годы XIX века – это годы николаевской реакции. В обществе была еще свежа память о декабристском восстании, участники которого были или казнены или отправлены в далекие ссылки. Стараясь не допустить повторения событий 1825 года, Николай 1 сделал все для того, чтобы еще в зародыше подавить любые проявления свободомыслия. Как следствие такой политики, в стране появилось целое поколение молодых, талантливых людей, не сумевших найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский называл таких людей “умными ненужностями”, “нравственными калеками”.

К числу таких людей

принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: “Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга”. И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.

Характер Печорина сложен и противоречив, как та эпоха, в которой ему довелось жить. Сам герой романа говорит о себе так: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы же причины такой раздвоенности? Печорин признается: “Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался по его же собственным словам, нравственным калекой, эгоистом. В отношениях с людьми Печорин проявляется более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем Лермонтов сказал в стихотворении “Дума”:

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ни чем не жертвуя пи злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Однако еще пушкинского Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом и эгоистом поневоле. То же самое можно с полным правом сказать и о Печорине.

Таким образом, Печорин – это жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? Нет, не оправдывает. В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.

На последних страницах новеллы “Фаталист”, завершающей роман, Печорин называет себя и свое поколение “жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…”

В этих словах Лермонтов ясно указывает на главную причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Он видел ее в “ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права”, в спорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.

Тем и дорог нам этот роман Лермонтова, что он направлен против темных сил зла – корысти, вражды, злобы, ненависти, – всего, что уродует, калечит и омрачает жизнь на земле.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Почему автор называет Печорина “героем времени”?