Пафос творчества Томаса Манна
Большой вклад в борьбу с фашизмом внес Томас Манн (1875-1955), выдающийся писатель, младший брат Генриха Манна. Томас Манн шел к прогрессивным идейным позициям более долго и трудно, чем Генрих, но он был не менее решительным противником фашистской агрессии, варварства, расизма. В эмиграции он активно выступал против фашизма – и как художник, и как публицист – и много сделал для разоблачения его реакционной, человеконенавистнической сущности.
Пафос творчества Томаса Манна состоит прежде всего в защите культуры. Он понимал, что живет в эпоху
Первая из них нашла яркое воплощение в романе “Будденброки” (1901). Семейная хроника, охватывающая жизнь четырех поколений в прошлом, казалось бы, устойчивой и процветающей патрицианско-бюргерской семьи, отражает историю ее постепенного упадка и вырождения. Роман автобиографичен: автор широко опирается в нем на свои детские и юношеские впечатления. Он подробно,
В романе заметно влияние не только немецкой, но и русской классики XIX в. “Двадцатитрех-двадцатипятилетний автор „Будденброков” никогда не мог бы осуществить свой замысел, если бы его не воодушевляло и не поддерживало чтение Толстого”, – признавался писатель.
За “Будденброками” последовала серия новелл: “Тристан”, “Тонио Крегер” и другие, – построенных на противопоставлении духовно возвышенных, но болезненных, нежизнеспособных людей искусства людям буржуазной практики, бездушным, самоуверенным и физически здоровым.
В новелле “Смерть в Венеции” Томас Манн говорит также о противоречиях современного ему искусства. Он видит в нем тенденции холодного служения чистой форме, опасность обес-человечения, губительного для всякого творчества.
Пример того, каким могло бы и должно бы быть искусство, писатель находит в гуманистическом творчестве Гете и Шиллера, в русской литературе. Писатель Тонио Крегер, герой одноименной новеллы, говорит о русской литературе как о “достойной преклонения”, “святой”.
“Тонио Крегер” – психологическая новелла о сложных отношениях художника с действительностью. Фабула новеллы проста, но ее содержание сложно, многопланово. Внешне новелла строится как жизнеописание Тонио, смолоду чувствующего себя одиноким в бюргерской среде. Вместе с тем это остропроблемная новелла: речь в ней идет о смысле и возможностях искусства и самой человеческой жизни.
Тонио, сосредоточенному на духовных исканиях, физически некрепкому, противопоставлены его однокашник Ханс Ханзен, бездумно жизнерадостный, спортивный юноша, и такая же беззаботно жизнерадостная девушка Ингеборг Хольм, в которую они оба влюблены. Тонио покидает родной город, путешествует. Жизнь его наполнена муками творчества, сомнениями, исканиями. Много значат для него беседы об искусстве с русской художницей Лизаветой Ивановной, рассказывающей о великой русской литературе. Новая встреча с Хансом и’Ингеборг, полюбившими друг друга, пробуждает в Тони тоску по обыденной жизни, тягу к простому, здоровому, обыкновенному. Его искусство кажется ему чуждым действительности, холодным, его разлад с обыденной жизнью – Горьким и пагубным. Но для него этот разлад непреодолим. Он не может жить бездумно и самоовольно. Духовная активность, постоянные духовные поиски – и есть его жизнь.
Томас Манн называл себя “культурным консерватором”, потому что видел свой долг в защите духовности и культуры прошлого против бездуховной современной буржуазной цивили-вации.
В годы первой мировой войны Томас Манн оказался в идейном тупике. Он не стал выступать против милитаристской политики Германии, восприняв ее борьбу с Англией и Францией Цк защиту национальных культурных традиций. Это привело к конфликту между Томасом и его братом Генрихом, стоявшим на недвусмысленных антивоенных позициях. Не скоро Томас Манн понял всю ошибочность своих взглядов.
Роман ” Волшебная гора ” (1924), отмеченный поисками нового гуманизма, отразил глубокие сдвиги в мировосприятии писателя. Он сделал персонажей романа “гонцами идей”, столкнул их в идеологических спорах и широко развернул пересмотр, критику разных форм буржуазного сознания. Либерал, потомок карбонариев Сеттембрини верит в права личности и в буржуазный прогресс; иезуит Лео Нафта ни во что не ставит личность и утверждает, будто только насилием в духе средних веков можно достичь в организации общества каких-либо результатов.
Томас Манн понимает несостоятельность идей Сеттембрини в современных условиях, хотя они ему и симпатичны, идеи же Нафты для него полностью неприемлемы,-он показывает, что это по сути фашистские идеи. Уже в этом романе, т. е. до прихода Гитлера к власти, Томас Манн выступил с разоблачением идеологии фашизма.