Отражение народной поэзии в “Слове о полку Игореве”
“Слово о полку Иго реве” дошло до нас в единственном списке XVI века. Судьба произведения трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел в числе других ценных рукописей собрания А. И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. К счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его и, благодаря этому, мы имеем сейчас возможность познакомиться с живым свидетельством древней русской литературы.
Небольшим произведением, посвященным поражению русских в походе против половцев 1185 года, восхищались многие поэты и писатели, в том числе Пушкин,
Читателей “Слова” покоряет сила любви к родине, к земле Русской. Этим чувством проникнуто все произведение, оно ощущается в каждой строке. Именно любовь к родине и русскому народу обусловили выбор художественных средств, близких к народному творчеству.
“Слово о полку Иго реве” очень близко к народной поэзии и это проявляется прежде всего в народности создаваемых в произведении образов. Для усиления передачи того или иного чувства автор “Слова” наделяет теми же чувствами окружающую природу, что так же является одной из примет народного творчества.
Образ
Образы князей, нарисованные в “Слове”, напоминают былинные персонажи. Народного богатыря напоминает Всеволод буй-тур, когда прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Как Илья Муромец, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет – там лежат головы половецкие поганые.
Народная стихия находит выражение в излюбленных народной поэзией метафорах: “У Немиги кровавые берега не добром были засеяны – засеяны костьми русских сынов”; в фольклорных эпитетах: чисто поле, каленые стрелы, острые мечи, синее море, красные девы, черный ворон и другие.
Признаки народной поэзии в “Слове” мы встречаем уже сразу в начале повествования-герою является предзнаменование. Князь Игорь видит солнечное затмение, а оно – верный символ неудачи и даже беды. Однако князь презрел знак, предрекающий несчастье, и отправился в поход.
Князь Святослав также видит знамение – ему снится сон, предвещающий недоброе. Сон Святослава также наполнен народными поэтическими символами. Князь видит во сне черное покрывало на Своей кровати, “синее вино, с горем смешанное”, сыплющийся из пустых колчанов крупный жемчуг. Все это – предвестники несчастья по народным поверьям.
Ожидающая возвращения из похода Ярославна, предчувствуя беду, обращается в своем плаче к природным стихиям. Безусловно, плач Ярославны близок к народному, так как и в народных плачах постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые есть и в плаче Ярославны.
“О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?..”
“Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю Половецкую…”
“Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно…”
Ярославна призывает силы природы на помощь – ветер она просит не развеивать ее “веселье по ковылю”, Днепр просит “прилееять… милого” к ней, солнце – не томить жаждою воинов.
В художественную ткань “Слова” помимо предзнаменований, плача, народных образов вплетаются и сказочные элементы. Сказочные мотивы имеет описание бегства Игоря из плена – нередко в сказках герой, спасаясь от преследователей, обращается в животных: “А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком”.
В “Слове о полку Игореве” присутствуют такие чисто фольклорные элементы, как слава – похвала в честь князя:
Солнце светится на небе, –
А Игорь-князь в Русской земле;
Девицы поют на Дунае,-
Вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
В “Слове” слились несколько традиций: письменная, литературная и устная народная. От того этот памятник так сложен, богат и многогранен. “Слово о полку Игореве” навсегда останется величайшим из памятников русской литературы.