Основные темы, образы и приемы в “Итальянских хрониках” Ф. Стендаля

Один из первых реалистических романов карьеры во французской литературе. Для молодого незнатного провинциала Жюльена Сореля, наделенного недюжинным умом и честолюбием, ступенями к возвышению становятся любовные связи – сначала с женой преуспевающего провинциального буржуа г-жой де Реналь, а затем с дочерью крупного сановника времен Реставрации Матильдой де Ла-Моль. Однако, завоевывая женщину путем цинично-расчетливой стратегии, Жюльен в конце концов искренне и глубоко увлекается ею и не может более контролировать свое чувство. Это

приводит его к катастрофе: в страстном порыве он совершает покушение на жизнь г-жи де Реналь и кончает жизнь на эшафоте (сюжет основан на подлинной уголовной истории). Художественный эффект романа вытекает из контраста между страстной и искренней натурой героя и лицемерием, к которому он вынужден прибегать в своих попытках добиться успеха в обществе.

Кристаллизация чувства, внутренний монолог героя, внутренние споры, самоаналаз героя, проблема бессознательного.

Своим учителем считал фран. философа Дестюта (?) де Траси(?). Его работа “Идеология” наука об идеях. Он полагал, что все поступки человека обусловлены

к его стремлению к счастью, идея личного и общественнго интереса: (идея соц. договра) человеку присущ личн. интересн (на биолог. уровне) ,но он живет в обществе. И его счастье зависит от общественной жизни, или среды.

Опираясь на это Стендаль разраб “идею погони за счастьем”. Это ис-во добродетели, добытой своим логическим мышлением. Разработал типы характеров (использует учение о темпераментах). Если бы геори “Кр. И черн.” жили в другой стране, например, все было бы по-другому, можно достичь с помощью своей добродетели опираясь на0Самопознание, которое Анри Бейль называл “эготизмом”, сочетается у него со стремлением скрыть свою личность – отсюда переплетение в его книгах своего и чужого опыта, оригинального и заимствованного текста (пересказанные по итальянским источникам “Итальянские хроники”, полностью опубликованы в 1855), сложная игра масками и псевдонимами, главный из которых – “Стендаль” (по названию городка в Германии) впервые появился в 1817 в заголовке книги “Рим, Неаполь и Флоренция”.

Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля ” Итальянские хроники” воспроизводят разные формы страстей. ” Ванина Ванини”, входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие ( вента карбонариев) и человеческий характер ( Ванина Ванини). Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти – честолюбия ( в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине ( в душе Пьетро Миссирилли).

Стендаль изобрел истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги – это смертный приговор борцу за свободу родины. Все это будет развито позже, в ” Красном и черном”: в образе Матильды, Жюльена Сореля, графа Альтамиры, а так же в ” Пармской обители”: в образах Сансеверины, Фабрицио дель Донго, Клелии Конти, Ферранте Пала. Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждает героя – любимого и любящего – предпочесть родину любимой женщине.

Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. “Несветскость” героини и объясняет оригинальность ее характера. Однако, ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним ( ” Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрел определенные привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума”. В основе его искусства лежит опыт. С. Убежден, что нет ” ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей”. Человек определяется тем, что он понимает под ” счастьем”, т. е. целью своей жизни и средствами ее достижения.)

Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложны сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако “зерно” сюжета – борьба венты карбонариев и ее гибель – подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остается реалистический пинцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южная яркость ее передана указанием на сверкающие глаза и волосы, черные, как вороново крыло). Стендаль уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Основные темы, образы и приемы в “Итальянских хрониках” Ф. Стендаля