Основные темы и идеи лирики А. А. Фета
В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два совершенно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который отвез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он потерял при этом статус дворянского сына.
Он пытался
Только в мире и есть,
Что тенистый дремлющий кленовый шатер
Только в мире и есть, что лучистый Детский задумчивый взгляд…
Только в мире и есть этот чистый влево, бегущий пробор.
Философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же он прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии “чистое искусство”. Красота и должна быть главной в ней. Гениальная лирика природы Фета: “Я пришел к тебе с приветом…”, “Шепот. Робкое дыхание… “,”Какая грусть! Конец аллеи… “,” Это утро, радость эта… “,” Жду я, тревогой объят… ” и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожие, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Или произведение это Отца небесного? Или источник всего этого – сам поэт, его умение видеть, его свет, открытая красоте душа, которая ежесекундно готова славить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для Тургеневского Базарова “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, то для Фета природа – единственный храм, храм любви, а во-вторых – храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте. Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь это единственный смысл человеческого бытия, единственная вера в него и сама природа любит – не вместе с человеком, а вместо него (“В дымке-невидимке”). В то же время Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой (“Не тем, Господь, могуч, непостижим…”), которая послана человеку для откровений, дерзаний, вдохновения (“Ласточки”, “Учись у них – у дуба, у березы… “). Странные поздние стихи Фета, 80 – 90-х годов. Старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, у которого все мысли об одном – о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости (“Нет, я не изменил…”, “Люби меня! Как только твой покорный…”, “Еще люблю, еще желаю…”). Возьмем стихотворение “Я тебе ничего не скажу…”, в котором высказано мнение о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, открывается молчанием: “Я тебе ничего не скажу…”. Вторая строка уточняет: “Я тебя не встревожу ничуть”.
Так, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы. Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его “сердце цветет”, подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. “Я дрожу” – или от ночного холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: “Я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу”. Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.