Ошибки в сочинениях и пути их устранения
Слушатели подготовительных отделений зачисляются в вуз по результатам выпускных экзаменов, которые проводятся по окончании подготовительного отделения. Требования к сочинениям и устным ответам по литературе на выпускных экзаменах те же, что и на конкурсных вступительных экзаменах. Темы для сочинений и вопросы для устных ответов составляются с таким расчетом, чтобы экзаменующийся мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие “образованный читатель”.
Интерпретация литературного произведения, т. е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно: 1) умения ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи
Некоторые слушатели подготовительных отделений в своих первых ответах и сочинениях допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы, о недостаточно высоком уровне речевой культуры. Однако особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения (в этом случае и устный ответ, и сочинение оцениваются баллом “два”).
Эстетическое восприятие – это восприятие и оценка художественного произведения как факта искусства, т. е. в единстве формы и содержания (важно и что изображается, и как изображается, и авторская позиция по отношению к изображаемому).
При таком восприятии в сознании читателя возникают внеконтекстные образы: читательский образ (образ восприятия), не совпадая с писательским образом, искажает его (например: ” Татьяна Ларина – отрицательная героиня, потому что она ленива: “Ее изнеженные пальцы не знали игл””). Неэстетическим считается и наивно-реалистическое восприятие произведения, когда воспринимается и оценивается предмет первоначального отражения независимо от средств изображения, т. е. герой воспринимается как исторически достоверная личность, а события, составляющие сюжет произведения, – как события самой жизни, без учета условности искусства.
Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения, могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: элементарная литературно-критическая статья (рассуждение) и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.
В сочинениях, написанных в жанре литературно-критической статьи, наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки, обусловленные неумением составить план рассуждения.
В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе, к жизни. К сожалению, это не совсем так. Например, в одном из вузов слушателям подготовительного отделения для первого сочинения предлагались две аналогичные темы: “Последняя прочитанная мною книга” и “Об одном стихотворении”. Все сорок сочинений были написаны в жанре свободных заметок. Отличных оценок поставлено не было, хороших – одна, удовлетворительных – шесть, плохих – тридцать три. Тридцать три автора написали тридцать три одинаковых сочинения (хотя каждый писал о “своем” произведении) и получили тридцать три рецензии примерно такого содержания: “Сочинение представляет собой пересказ произведения. Комментарий по ходу пересказа обедняет идейно-художественное содержание произведения, “снимает” условность искусства”.
Сочинение, построенное по принципу разноплановых ассоциативных связей, имеет право на существование: “душу” этого жанра составляет фактическая ценность отдельных замечаний, поражающих читателя или новизной информации, или оригинальностью восприятия, или блеском остроумия. Кто может писать в таком жанре? Очевидно, что большинству слушателей подготовительных отделений рано браться за него. Во-первых, у них нет достаточной суммы достоверных знаний, необходимых как “опоры” мыслительно-речевой деятельности; они допускают ошибки, непростительные в сочинении любого жанра, а в сочинении, рассчитанном на полную самостоятельность мышления, – тем более (нередко не помнят, например, названия стихотворения, о котором пишут как о любимом, не знают, где и когда оно было написано; искажают отдельные места художественного текста, плохо ориентируются в географических названиях). Во-вторых, многие слушатели наивно-реалистически воспринимают художественное произведение, поэтому не могут писать о нем как о произведении искусства – сбиваются на элементарный пересказ, попутно пытаясь выразить “свое мнение”. Но именно “своего мнения” фактически у пишущего и нет. Нельзя же считать “своим мнением” заявления такого рода: “Меня глубоко волнует творчество Александра Пушкина, который, по-моему, является “началом всех начал русской литературы”. Прекрасным образцом его любовной лирики является стихотворение ” Я помню чудное мгновенье “. Я считаю это стихотворение шедевром русской поэзии”. Самостоятельное суждение – одно из самых высоких достоинств ответа и сочинения. Но оно может быть хорошим и плохим, правильным и неправильным, научным и антинаучным. Очень часто “своим мнением”, “самостоятельностью суждений” поступающий в вуз пытается прикрыть незнание литературы, неуважение к ней.
Пишущие в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, “чувства языка”, о примитивизме мышления и речи.
Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях и ответах по литературе, какими бы разнообразными они ни казались, есть три главные причины, определяющие их:
1) низкий уровень восприятия художественного произведения;
2) отсутствие достаточной суммы знаний;
3) неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.