Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира
Дарья, Прокл, старики родители – все они из того крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости. Очень важно, чтобы семиклассники поняли это. Нам не нужно внушать им легковесное бодрячество. Но нам нужно, чтобы у наших читателей возникло уважение к стойким, мужественным людям, с которыми они познакомились.
Если
Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо – и до рук борода…
Мы словно бы вместе с односельчанами вошли в избу и встали, как положено по обычаю, у ног покойника. И вот, поднимая глаза, видим прежде всего руки. Теперь они лежат без движения… Но представим себе, как мало было им покоя при жизни – этим большим, мозолистым рукам.
Голубчик ты наш сизокрылый! Куда ты от нас улетел? Пригожеством, ростом и силой Ты ровни в селе не имел. Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был, Гостям хлебосол и приветник, Жену и у себя ты любил…
И эти строки помогают представить Прокла истинным богатырем: могучим, разумным и добрым. И его старик отец той же богатырской крестьянской породы. В описании старика есть несколько удивительных деталей, активизирующих в нас воображение: как он делал свою скорбную работу – копал могилу, как у гроба родного сына
Старик бесполезной кручине Собой овладеть не давал: Подладившись ближе к лучине, Он лапоть худой ковырял.
Мы понимаем, что эта, казалось бы, неуместная работа сильнее всего выражает и глубину его горя, и великое мужество души: ведь теперь на его усталые плечи ляжет тяжесть забот о семье. Некрасов дважды – в VI и XIV главах – рисует отца над могилой сына. И эти скупые картины поражают суровым величием:
Высокий, седой, сухопарый, Без шапки, недвижно-немой, Как памятник, дедушка старый Стоял на могиле родной!
Мужество, стойкость, душевная сила крестьян – вот что обнадеживало поэта, помогало ему верить в возможность иной жизни для народа.
Схожі твори:
- Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины – “величавой славянки”. Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких […]...
- О бесправной доле крестьянского ребенка В своих песнях, как и в крупных произведениях, Мусоргский стремился отразить жизнь русского народа, его горе и нужду. Неисходной печалью полна “Колыбельная Еремушке” на стихи Некрасова. В словах вступительной строфы, построенной на русских песенных оборотах, – вся доля бедняка И медленное укачивание, которое слышится в ритме этой колыбельной, лишь усугубляет печаль. Только в самом конце […]...
- Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века Николай Гумилев (1886 – 1921) прожил короткую жизнь – всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе “серебряного века”. Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрел широкую известность. Греческое слово “акме” в переводе означало “цвести” […]...
- О В. Сурикове из кн. “Письма из “Русского музея” (Солоухин) Передо мной полотна Сурикова. Неизвестно почему вдруг именно в этом, а не в другом человеке просыпается способность к искусству. Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться […]...
- Можно ли согласиться с тем, что жизнь – это познание мира? Человек Приходит в этот мир для любви и добра. В жизни же доводиться встречаться нам с красотой и подлостью, радостью и горем, в ее духовной жизни бывают часы торжества и часы страдания. Душу сотрясает всепоглощающая любовь и ощущения гнусности. Бывают такие повороты и стечения обстоятельств, когда от правильного выбора поведения зависит жизнь многих людей. А […]...
- Повесть-сказка “Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье” В этой книге Льюис Кэрролл, большой любитель головоломок, парадоксов и “перевертышей”, автор уже ставшей знаменитой “Алисы в Стране Чудес”, отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну – Зазеркалье. Как и в прошлый раз, Алиса пускается в приключения благодаря своему любопытному и симпатичному зверьку – черному котенку, с которым она в полудреме играет. […]...
- Сказочные и фантастические образы в произведениях Отфрида Пройслера и Эриха Кестнера Особенную известность в области сказочно-фантастической литературы приобрел в последние годы Отфрид Пройслер (р. 1923), лауреат многих премий и государственной премии ГЕРМАНИИ, представленный к андерсеновской премии за обработку легенды о “Краббате” (1971). В создании своих книг Пройслер опирается на славянские и немецкие фольклорные источники. Он переработал для детей рассказы о глупцах-шяльдбюргерах, легенду о разбойнике Хольценплотце и […]...
- Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого Творчество Толстого охватывает большой период времени с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастаний революционного движения в 90-е годы XIX века. Изображение духовного роста человека, диалектики души самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно […]...
- Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета В творчестве Афанасия Афанасьевича Фета на первом месте стояли отнюдь не социальные конфликты и даже не политические потрясения, а жизнь человеческой души. Для поэта важна тема любви, путь юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, горечь утраты и внеземного счастья, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о его месте в обществе и в […]...
- Гоголевская пьеса “Ревизор” на сценах театров мира Споры вокруг наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, пестрота оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма до сюрреализма и экзистенциализма),- красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает также вопрос об особенностях гоголевского реализма. Творчество Гоголя – важнейший этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Гоголь […]...
- Женские образы в творчестве И. А. Бунина Творчество И. А. Бунина – крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов. Женщина в рассказах И. А. Бунина – прежде всего любящая. Писатель воспевает материнскую любовь. Этому чувству, утверждает он, не дано погаснуть ни при каких обстоятельствах. Оно не […]...
- Душа русского крестьянина в “Записках охотника” Тургенев – первый среди русских писателей – показал живые души, души простых крестьян, в которых вековой гнет не убил лучших человеческих качеств – ума, доброты, глубокого понимания красоты, стремления к правде. Уже первым рассказом “Хорь и Калиныч” писатель опровергает господствовавшее мнение, будто бы простым людям чужды тонкие чувства. Нежная дружба связывает двух столь различных по […]...
- Красота духовного мира героев романа “Собор” Олеся Гончара Олесь Гончар – один из величайших украинских писателей. В своих произведениях он поднимает жгучие проблемы жизни, а более всего – проблему духовности. Ведь только тогда человек является человеком, когда он любит свой край, чувствует ответственность за сохранение природы, исторической и национальной памяти, когда он трудолюбивый, добрый и щедрый, чувствительный к красоте. Все это нашло свое […]...
- Хаос и Космос как основа мира Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов. Исследователь Берковский считал, […]...
- Источник поэтического мира Леси Украинки Откуда берется эта сила и воодушевление в душе слабой, больной девушки? Наверно, первое, что влияет на становление человека как личности – это семья. Поэтому не удивительно, что в семье косачей выросла девушка, так похожая на саму жизнь – нежная и кроткая, но всегда сильная и непобедимая. Ее отец, Петр Антонович Косач, человек прогрессивных взглядов, юрист […]...
- Образы простых людей в повести “Станционный смотритель” Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести ” Станционный смотритель “. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс […]...
- Художественные образы в произведениях Н. Волнового Н. Волновой – писатель-новатор, писатель самобытный и своеобразный. Это не значит, что он сошел к нам из небытия, свалился неизвестно откуда. Корни его творчества – в нашей классической литературе, в нашем богатейшем фольклоре, в живой действительности. Вспомним слова: “поиски Волнового начались там, где прервались поиски Коцюбинского”. Если мы по-новому прочитали Коцюбинского, заглянули в его лабораторию, […]...
- Герой романа русского писателя Арцыбашева “Санин” Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев (“Жена”, ок.1902), Иван Ланде (“Смерть Ланде”, 1904), Андреев и Коренев (“Тени утра”, 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип – человека “новой нравственности”, резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения […]...
- Мастер русского слова: И. С. Тургенев С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, и может показаться, что их создал бесстрастный летописец, “добру и злу внимая равнодушно”. Но […]...
- Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник” Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству – любви, которая возникала между двумя молодыми людьми. Начинается произведение с момента, когда отношения влюбленных уже продолжаются долгое время, но описывая начало этих отношений, автор уделяет внимание даже мельчайшим подробностям. Бунин […]...
- ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы ” Гроза “. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и […]...
- Значение “русского сна” в пьесах Булгакова В “русских снах” Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями “Бега” за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как полагали некоторые литературные современники. Вплоть до четвертого сна героям “Бега” не дано свободного общения. Слова правды могут только случайно выплеснуться в бреду. Правда – синоним памяти, которая у Булгакова, […]...
- Средства создания “недолжного” мира в романе Ж.-П. Сартра “Тошнота” Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа “Тошнота” (1938). До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые философские работы – и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая – феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х гг. Сартр увлекся […]...
- Образы футлярных людей в рассказах Чехова В поздних произведениях Чехова автор становится более активным, усилилось сатирическое начало, беспощаднее становится суд писателя над людьми, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов, нарастает художественное мастерство. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах Чехова 1898 года – “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, – связанных между собой и получивших название “Маленькой трилогии”. Эти рассказы посвящены […]...
- Женские образы в романах Л. Толстого Темы сочинений. Духовная и внешняя красота в образах Марьи Болконской и Элен Курагиной. Противоречивый образ Анны Карениной (по одноименном романе Л. Толстого). Что делает человека счастливым? Немецкий философ Кант утверждал, что только сознательное следование обязанности. Л. Толстой считал, что только в гармонии естественных нужд с моральными требованиями можно получить счастье. Именно эту мысль писатель эмоционально […]...
- Скромное величие русского человека Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные предки остановили у границ Европы монголо-татарскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже уроки истории. В чем же кроется источник подвигов народа? Беззаветная любовь к Родине – вот в чем сила русского характера. О народном […]...
- Отражение революционной борьбы русского народа в очерках Серафимовича В очерке “На Пресне”, написанном в самые напряженные дни вооруженного восстания в Москве, основной акцент сделан на зверствах царских карателей. Одновременно Серафимович говорит о мужестве защитников баррикад на Пресне, подчеркивает “моральное превосходство восставших над дубасовской полицейщиной”, показывает сочувствие рабочим-дружинникам со стороны широких народных масс. В очерке отражены только факты, но они настолько красноречивы, а точка […]...
- Художественные детские образы Гюго-романтика Писатель широкого творческого диапазона и огромного общественного темперамента, страстный гуманист и поборник справедливости, Гюго разоблачал бесчеловечные законы буржуазного государства, клеймил монархическую и клерикальную реакцию. “Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека”,- писал о Гюго М. Горький. Художественное своеобразие Гюго-романтика связано самым непосредственным образом […]...
- Стили современного русского языка Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловое отношение; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует. В каждом стиле используются языковые средства общенационального языка, но под влиянием целого ряда факторов (тема, содержание и […]...
- Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы Сказки – это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в силу этого прибегает к вымыслу, традиц формы которого складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом нар жизни, которые стали входить в оборот […]...
- Глубина поэтического мира С. А. Есенина Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных мест, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто погружался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью […]...
- Образы и символы в лирической поэзии Пушкина В стихотворении “Пророк” Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке). Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием “Пророк”, противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. […]...
- Об инверсии как изобразительном средстве русского языка Одни ученые среди функциональных стилей речи выделяют художественный стиль, основными признаками которого они считают: 1) использование его в художественных произведениях; 2) изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора; 3) конкретность, образность и эмоциональность высказывания; 4) наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов […]...
- Период в жизни русского общества (Чацкий и Онегин) В произведениях Пушкина ” Евгений Онегин ” и Грибоедова “Горе от ума” изображен один и тот же период в жизни русского общества – годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба русского народа, ни […]...
- Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Одним из мотивов его творчества является мотив родины – России. Кто не помнит его знаменитое стихотворение: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. […]...
- Печорин и Грушницкий – типические образы Печорин и Грушницкий – типические образы, ставшие определением того ряда явлений, который Лермонтов наметил в свой “Думе”: (“и ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови”). Грушницкий типичнее Печорина и больше годится в “герои нашего времени”; в Печорине […]...
- Сочинение миниатюра “В словарь русского языка прибыло Иностранное Слово” Образец сочинения – изложения для младших классов. О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся течение более тысячелетия, давший в девятнадцатом столетии лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: “…нельзя не верить, чтобы такой слог дан великому народу!” Русский язык всегда поддерживал дружеские […]...
- Образы и характеристика братьев Карамазовых в одноименном романе “Братья Карамазовы” С образом Федора Карамазова – эгоиста, развратника и циника – связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей к отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный […]...
- Образы отца и сына в новелле Дж. Олдриджа “Последний дюйм” Проблема взаимоотношения родителей и детей существует, потому что людям разного возраста сложно понять друг друга, и рано или поздно каждый из нас сталкивается с этой проблемой. Каждому из нас приходится ее решать. Очень часто от правильности решения зависит вся последующая жизнь. Проблеме взаимоотношения взрослых и детей посвящено огромное количество произведений. В своей новелле “Последний дюйм” […]...
- Образы стариков Базаровых Образы стариков Базаровых – людей простых, наивно-старомодных, доживающих свой век в “стареньком и тепленьком” домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына, которому – по их убеждению – суждена великая будущность. В нем вся их жизнь, вся их гордость. Но Базаров не любит “нежностей”, и они стыдливо прячут перед ним свои чувства, свою трепетную заботливость […]...