Образы футлярных людей в рассказах Чехова

В поздних произведениях Чехова автор становится более активным, усилилось сатирическое начало, беспощаднее становится суд писателя над людьми, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов, нарастает художественное мастерство. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах Чехова 1898 года – “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, – связанных между собой и получивших название “Маленькой трилогии”. Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти – “Человек в футляре”, в области собственности – “Крыжовник”, в области семьи – “О любви”. Три эти рассказа являются опровержением основ существующего в России общественного строя. Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе “Человек в футляре” – образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название “беликовщины”. Беликов жил и мыслил “футлярно”, то есть по казенным образцам, боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждал все новое, говоря “… как бы чего не вышло”. Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтом, в темных очках, в “теплом пальто на вате”, с поднятым воротником, как будто хотел спрятаться, окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил

бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Футлярность набирает силу, футлярным становится образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Но это не безобидный человек. Он давил, угнетал всех на педсоветах – и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию целых 15 лет. И не только гимназию, но и весь город. Никто не любил Беликова, но все боялись его, потому что он олицетворял дух официальной политики, и воплощал характерные особенности русской государственности с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним. Добровольная роль доносчика, фискала Беликову вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги. С приходом в гимназию новых людей заканчивается век Беликова. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, “своего идеала”. Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет. Рассказ “Крыжовник” начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант “футлярного” существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник.

Николая “недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и копил в банк”. Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у нее водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр: “образование необходимо, но для народа оно преждевременно, телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы”. А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: “Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!” Иван Иванович удивлен: как много довольных, счастливых людей! Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… “…Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастливые, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои кости, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”. “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!” Но призыв, обращенный рассказчиком к собеседнику, остается неразделенным. В рассказе “О любви” живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к “футлярному” существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим.

Героиня боится оставить семью – ее “футляр”, герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда наступила разлука, он понял, как было мелко все то, что им мешало любить. Люди “маленькой трилогии” многое понимают. Они осознали безысходный тупик “футлярной жизни”. Но их прозрения чуть-чуть запаздывают. Жизнь никак не меняется. “Футлярность” – это обозначение косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний. Показывая несостоятельность всех старых устоев русской жизни, Чехов не скрывает трудностей, которые подстерегают Россию на пути обретения духовной свободы.



Моя улюблена народна пісня.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Образы футлярных людей в рассказах Чехова