Образный ряд голодомора в “Желтом князе” Василия Барки
Центром художественного изображения явления тоталитаризма в прозе Барки исследователь Леонид Плюш считает миф о Ящере (драконе). Он глубоко проанализировал этот мотив в романе “Желтый князь”, а мы прибавим только некоторые детали. Со змеем сравнивался россиянин Отроходин: “кружит змеем и мучает; ну, ящер и есть! Ему “вверху” предоставят крупно-рыбью чешую: ордена, “путевки””; со змеем ассоциируются грехи человеческие, а также спецпоезд на Колыму. Вместе с тем Мирону Катранникову во время той “дуэли” пришла в сердце
За ней досада, после чувства отвращения к Отроходину. Однако у него, уступчивого крестьянина, взгляд терпкий, и такая скрытая сила в самый раз и бесит Отроходина. В романе также указано на мученическую кротость глаз интеллигенции, ясные и необычно спокойные глаза сектанта Прокопа. Даже власть смерти над человеком обозначена через глаза: они увеличиваются, в них заметна скорбь. И более всего Отроходин радуется, что погас свет в глазах крестьянина, заморив его голодом. Зеркальной деталью к образу глаз является желтый цвет. Эта деталь наполняет те картины конца света,
Высоко поднимается. Ребра похожи на верх ворота, раскрыты так, что туда из низины на картине тянутся люди без конца и перерыва: люди бедные – тянутся под ворота-клетку и там исчезают. Как овцы на бойне”. Мы узнаем, что исполнитель воли зверя и сатаны княжит в желтой одежде. Юродивый поет, что Желтый князь рыжей (кровью) запил свои жертвы. Желтый цвет постоянно характеризует Отроходина: “Грозится обеими руками Отроходин, говоря, а его широкий золотой зуб, оттененный щербинкой рядом, аж тлеет, одновременно с толстыми стеклышками очков без оправы, при самых металлических заклепках”. Этот цвет является признаком управляемости Зверем, библейский “знак на лоб”, бледно-желтая кожа чемоданов злого толстяка, который казнит крестьян что “убегают” от голода на заработки, роскошные желтые усы головы колхоза, медные заклепки на портфелях партийных “шишек”, желтые окна фабрики, желтоватый полушубок активиста, серно-желтая дверь райисполкома, рыжие кожаные полушубки служащих, ржавая бляха на крыше учреждения, характеристика “огненная могила” земного ада в обрыве. Именно рыжий Григорий прогоняет малых Катранников с реки во время лова ракушек. (сравни в романе “Рай” указания на желтопикого нападающего с Тамбовщины на Иону Ивановича и фразу: “А по золотой цепи, обвитой вокруг дубового ствола (коммунистического государства), по цепи, с которой стекала кровь и грязь, похаживал красноглазый кот пропаганды (фантасмагория по мотивам Пушкина ) и мурлыкал сладкие сказочки для… (подкупленных) заграничных… (визитеров)”.
Эта деталь может указывать на непокоренных, что принимают мученическую смерть от голода: перед смертью Николай Катранник стал желтый лицом (“восковой скелет”), лоб обтянулся: восковой серостью отдавал, чрезмерно высокий, под запавшими глазными ямками. Так временами выглядят тифозные. Старый Крылик пожелтел лицом – скоро умрет. Жители города желтые от недоедания. Мирон Данилович стоит, от страха языки ботинок “привязаны желтой травой”. Роман В. Барки “Желтый князь” является одним из ярчайших описаний украинского голодомора 1932-1933 годов. Ключом к пониманию авторской концепции произведения и одним из его ведущих символов становится желтый цвет, который встречается уже в названии романа.
Он входит в рассказ произведения в характеристике одного из фанатичных и бездушных прислужников нового режима, Григория Отроходина, который называется рыжим. Упоминание, что он носит зеленый френч, “как у вождя”, отсылает читателя к главе господствующей властной вертикали. Желтый становится символом антигуманной власти, которая уничтожает людей, которая через библейские воспоминания ассоциируется с абсолютным злом, дьявольской силой. Поэтому все, с ней связанное, приобретает желтый цвет. Это и стены государственных учреждений, и серо-желтая дверь райкомовского здания. Логично, что Отроходин со временем, как и ему подобные другие сторонники власти, “чертова сила”, “татарва”, теряет имя и зовется просто “рыжий”, “золотозубый”.
Таким образом, потерей человеческой сущности, на первый план в изображении нивелированной личности выдвигается цветовая характеристика как признак причастности к новой, “чертовой” власти. Название “Желтый князь” можно трактовать неоднозначно: это и олицетворение бездушной новой власти во главе с И. Сталиным, “Антихристом” и символ голода, который властвует на улицах агонизирующего села. Господство “желтого князя” приводит к сплошному омертвлению, “руине”. В романе желтый – это символ смерти, уничтожение как окружающего мира так и человека: желтыми являются и сухие сорняки, и трава на тихих улицах полумертвого села, и мертвые тела людей, которые погибли от голода. Но вместе с тем желтый возникает и как цвет животворного солнца, колосья, хлеба. Это символ жизни и обновления, надежда на которое не умирает.
Ведь остается жить наименьший из семьи Катранников – Андрейка, – который несет с собой тайну золотой чаши, наибольшей ценности крестьян. Надо указать, что отрицательная нагрузка золотого, или желтого, цвета в случае с чашей снимается. Она становится символом света, который вопреки всем притеснениям, преодолевает тьму и мрак. В противостоянии двух вечных ценностей – добра и зла – невозможен абсолютный победитель, и хотя царство желтого князя все распространяется, свет не исчезает окончательно.