Образ капитана Гранта в трилогии Жюля Верна

Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя.

Сюжет первого романа определяется поисками исчезнувшего без вести капитана Гранта. Разные толкования испорченного документа заставляют Эдуарда Гленарвана и его спутников проделать кругосветное путешествие вдоль 37-й параллели. Кто такой капитан Грант? Мужественный шотландский патриот, не пожелавший примириться с тем, что его родина окончательно

утратила независимость. Он решил основать колонию шотландских эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван – политический единомышленник Гранта – снаряжает экспедицию вопреки желанию Адмиралтейства, на свой страх и риск. Таким образом, одно из самых увлекательного романа “Необыкновенные путешествия”- мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев.

Национально-освободительные идеи еще сильнее звучат в романе “Двадцать тысяч лье под водой”. В образе революционера и ученого капитана Немо мы видим наиболее полное выражение

прогрессивной направленности творчества Жюля Верна, Загадочный Немо, как выясняется в дальнейшем,- индиец Даккар, посвятивший свою жизнь борьбе за освобождение родины от британского владычества. Его великолепный подводный корабль “Наутилус” – и научная лаборатория, и грозное орудие боя. К услугам Немо богатая библиотека и уникальный музей. Здесь все приспособлено для серьезных научных занятий. Но капитан Немо не может найти успокоения в глубинах океана, когда на земле творится столько зла. Поэтому он не прекращает мстить завоевателям и оказывать помощь народам, стремящимся сбросить цепи рабства.

В “Таинственном острове” сводятся воедино сюжетные линии двух первых романов, Робинзоны XIX века – инженер Сайрес Смит и его друзья, оказавшись на необитаемом острове, вынуждены проделать как бы заново весь путь, пройденный человечеством: начав с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда и домашней утвари, потом уже с помощью первобытных инструментов они создают более сложное оборудование и приступают к большим работам. В отличие от своего предшественника Робинзона Крузо, герои “Таинственного острова” не ограничиваются охотой, земледелием и скотоводством. Они строят мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, производят химические продукты и т. д.

Одинокому Робинзону Жюль Верн противопоставляет дружный трудовой коллектив, группу людей, вооруженных научными знаниями и техническим опытом своего времени, Свободный труд свободных людей, живущих на свободной земле, творит чудеса. Здесь каждый трудится для себя и одновременно на благо всего коллектива. Плоды совместного труда-общее достояние. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд становится первейшей жизненной потребностью. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь все – за одного, один – за всех. “Таинственный остров” – “робинзонада” нового типа, основанная на прославлении благих результатов свободного коллективного труда. В этом и заключается воспитательное значение “Таинственного острова”, одного из лучших романов Жюля Верна.

Оригинальный Художественный вымысел тесно переплетается в его романах с реалистическими картинами бедственного положения порабощенных народов колониальных и зависимых стран, ужасов работорговли, невольничества негров в Америке. Во многих романах Жюль Верн с возмущением описывает зверства колонизаторов, творящих, свои черные дела под флагом приобщения к цивилизации отсталых народов (“Дети капитана Гранта”, ” Пятнадцатилетний капитан “, “Плавучий остров” и др.).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Образ капитана Гранта в трилогии Жюля Верна