Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”
Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равно чуду. Этот роман поистине стал “шедевром” века благодаря мощному таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье – вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии. “Мелеховский двор – на самом краю хутора”, – так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор
Прежде всего, мы познакомимся с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем. “Под уклон лет, Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сухой в кости, хромой (в молодости на императорском
Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. “Старший, уже женатый сын его Петр напоминал мать: большой, курносый, с буйной копной пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у отца, нависший коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звериное.”.
Образ Григория Мелехова – центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать – положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови. Его трагедия – это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит трудный путь – путь самопознания. На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он разуверился в правде народа и вере в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял “бессмысленную жестокость”.
Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека. Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Ксения и Наталья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Ильинична, например, переживая незабываемую трагедию – смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь. Любовь Ксении к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.
Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелехова стал нашим родным домом. К сожалению, семья Мелехова все же распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплеть огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. Человек для Шолохова – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, – это, прежде всего, его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.