Моя страна
Мне очень нравится определение понятия “материя” из учебника физики: “Материя – понятие, состояние пространства, вещество, которое существует независимо от нашего знания о нем”. То же самое можно сказать о нашей стране. Она существует независимо от того, хотят другие нации и отдельные люди ее признавать или нет.
Мы постоянно проникаемся соседством с Россией: там же такие просторы! Богатства! Нефть! Там же такие глубокие традиции! Мировая известность и авторитет! Научные достижения! Признанная миром литература, балет, музеи!
Я лично согласен с тем, что считать Шевченко всемирно известным поэтом рановато. А может, это ему и не надо? Много нерусских читают Пушкина в переводе? Может, Шевченко слишком “национальный”, чтобы быть понятным другим народам? Да и вообще, много художников из других литератур имеют стабильный успех за рубежом? Не очень много, прямо скажем. Главные “поставщики” этих писателей – Великобритания, Германия, США, Франция. Гораздо меньше их происходит из Испании, Италии, восточных стран.
Взять ту же Россию: кого
Не менее влияния нашей культуры испытали и соседние страны: “польские” философ Ореховский и поэт Богдан-Игорь Антоныч, француз Оноре де Бальзак, немец Райнер-Мария Рильке, еврей Шолом-Алейхем и еврейская цивилизация как таковая (еврейские народные танки происходят от гуцульских хороводов), и, наконец, “русские”: педагоги Сухомлинский и Макаренко, физики Капица и Патон или литературная и театральная богема Москвы и Санкт-Петербурга, которая автоматически пополнялась лучшими силами русских колоний, и в первую очередь Украины.
Если мы уже говорим о прошлом, то этот список можно было бы продолжить: хотя этот вопрос и сложный, но “колыбелью трех славянских народов” была не Московская или какая-то там, а Киевская Русь. До Петра I вся московская элита была неграмотной (!). В то время как в Украине казацкая старшина учила своих детей в европейских университетах, а грамотность была поголовной. “Возрождение” русской культуры XVIII века произошло на 90% переносом киевской элиты в Москву и Петербург. На фоне Мазепы, который свободно владел несколькими европейскими языками, Петр I с его голландскими судоверфями (по-современному, ПТУ) не имел никаких преимуществ.
Поэтому не надо слушать сторонников России. Мы – отнюдь не вторичная нация, и не надо считать украинцев чем-то второстепенным, низшим сортом. С другой стороны, несмотря на все недостатки и слабость политической власти, мы единственная страна СНГ, где с 1989 года не было войны. Мы имеем много гражданских прав, которых нет в соседних странах (альтернативная военная служба, например). Мы отдали свой атомный потенциал, и хотя это не получило должной мировой оценки, этот жест доброй воли должен вызывать наше уважение к правительству. Нам нужно равновесие между развитием своего и интеграцией в мировую общественность, а также упорный труд над улучшением жизни. Думаю, это был бы огромный шаг вперед, если бы министерство образования утвердило вторым государственным языком английский. Это избавило бы нас от необходимости знакомиться с мировой мыслью через посредство русских переводов, а также присоединило бы больше людей к огромным ресурсам Интернета. Мы также должны поднять на должный уровень наше образование и культуру труда.
Я с оптимизмом смотрю в будущее. Моя страна еще скажет свое слово. Моему поколению пора действовать!
Национальный характер – это “дух” народа, глубокие его проявления, которые объединяют людей отдельной нации. Он возникает исторически, вследствие определенных этапов, которые проходит отдельная масса людей, и влияний, которые она испытывает.
Главные причины формирования национального характера, или ментальности, географическое положение страны, исторические обстоятельства, общественные условия, культура и собственно особенности психологии этого народа. Наиболее яркими представителями отечественного мировидения, по мнению ученых, были Г. Сковорода, Т. Шевченко и Н. Гоголь. Именно в их творчестве мы найдем глубокое его понимание.
Украина расположена на плодородной земле, поэтому каждая украинская семья могла полностью обеспечить себя и селиться отдельно. От земли зависела человеческая судьба, поэтому связь с землей усиливалась как залог счастья. Украинец понимал землю как святую мать, из которой создан человек, она освящена кровью предков и защитников. Для нации земледельцев земля была кормилицей. Бить ее без надобности считалось таким же страшным грехом, как бить мать. Торжественные клятвой считалось съедание комочка земли – форма причастия к самому кладу. Радуясь работе на земле, украинец стремился близости к природе, большему общению с людьми. Большие пространства его земли воспитывали в нем поклонение жизни, солнцу, земле. Имея природу как основной путь познания Бога, человек отождествлял ее с Творцом. Такой бог объединял небо и землю, а значит и Вселенную, с народом и с отдельным человеком.
Украинец – индивидуалист. Более всего он ценил свободу отдельного человека, и прежде всего свободу самого себя. Поэтому не основывал городов и вообще ценил равенство и демократию до крайностей: стихийности (выборы в Запорожской Сечи) и анархии, даже узкого эгоизма.
Внешняя политика Украины длительное время сводилась к выбору “с кем быть: с Турцией, Литвой, Россией, Австро-Венгрией или Польшей”. Жизнь среди прекрасной природы и постоянная угроза все это потерять воспитывали любовь к жизни, напряженность ее каждого момента (как говорили Казаки, призывая к восстанию: “смерти все равно не избежать, то какая разница, от чего умирать – от старости или сабли…”).
Очевидно, что семья – главная общественная единица украинцев. Правители менялись каждый день, сегодняшняя власть карает на горло сторонников вчерашнего, и украинцы охотно делили весь мир на “своих” и “чужих” В политике от меня все равно не зависит ничего, а в хозяйстве я все делаю сам. Интересно, что идеалом земледельцев был не отец-охотник и воин, а мать-берегиня, поэтому именно мать была центром многих семей.
Индивидуалист-украинец и взаимоотношения с окружающими тоже налаживал лично. Об этом говорит казацкое братство. Я отвечаю за себя, семью и за друга, но не более.
Украинец воспринимал мир не умом, а сердцем. Чувство, интуиция для него важнее доказательства. Он не обдумывает, а переживает жизнь, поэтому в украинских песнях столько лиризма, нежности, печали. Стремясь к собственному счастью, украинцы создают прекрасные образцы любовной лирики. На примере фольклора мы видим, что, в отличие от большинства государств, любовь была едва ли не главным фактором при выборе спутника жизни.
Какой же вывод сделаем мы, исследовав наш национальный характер? Во-первых, особый харатер украинцев – реальность. Он отличается от характеров всех соседних народов. Во-вторых, наш характер – не лучше и не хуже других. Он просто существует и имеет свои недостатки и преимущества. Знать его, исследовать, уважать и работать над усилением сильных качеств и преодолением недостатков – вот дело, достойное современного украинца.