Метод “диалектики души” на примере образа Пьера Безухова
Метод “диалектики души”, предполагающий не только “мелочность”, но и “генерализацию”, связан с мировоззренческой позицией Толстого. Внутренняя свобода героя-персонажа проявляется как мгновенная вспышка самосознания, неоспоримое ощущение причастности к всемирной гармонии. Так называемые “духовные озарения” являются моментом торжества внутренней свободы интеллектуального героя, силой духа преодолевающего враждебные обстоятельства. Эти мгновенные ощущения, приводящие героя к радостному сознанию своего единства
Сирого перечисляются внешние детерминанты, определяющие нравственно-психологические состояния персонажей и их поведение. Вместе с тем “тот строго причинный ряд встречается с другим рядом мотивов, возникающих из внутреннего опыта личности, ее душевного содержания. Внутренние детерминанты, сочетаясь с внешними, образуют сложную систему уровней детерминирующих факторов.
Трактуя идейно-нравственные возвышения героев-персонажей как мгновенные проявления их трансцендентной свободы, Толстой объективно
Толстой более всего заботится о соответствии философских идей и представлений “собственному нравственному и эстетическому чувству”. Под чувство, говорит исследовательница, Толстой “стремится подвести рациональное, как правило философское, основание, но лишь затем, чтобы проверить в этом философском облачении истинность своих чувств материалом и опытом жизни других людей. В процессе этой неустанной проверки нравственно-философские идеи Толстого наполнялись непрерывно все новым и новым эстетическим содержанием, из философских превращались в идеи эстетического качества”. Действительно, учение Толстого обобщило уникальный художественный опыт. Стройная система его убеждений, как отмечалось, возникает только в результате органического слияния теоретических воззрений и личного эмоционально-психологического восприятия. Толстой создал великие художественные ценности не вопреки своим философским воззрениям, а благодаря им. Его произведения формировались под явным влиянием плодотворных философских идей, органически вошедших в нравственно-психологический опыт писателя, способствовавших эстетическому постижению закономерностей человека и мира, материалистическому решению проблемы взаимодействия субъекта и объекта в самой художественной практике писателя.
Возникает вопрос: как же представления о человеческой личности, выраженные в эпилоге романа в терминах идеалистической философии, соотносятся с эстетическим содержанием романа, превосходящим, логическую схему? Несомненно, они трансформируются в соответствии с самой природой художественного творчества. Философские идеи писателя, принимая эстетическое выражение, синтезируясь в эстетическом идеале, возвышаются до уровня прекрасного. Эстетический идеал, следовательно, содержательнее, разностороннее не только социально-политических, но и нравственно-философских воззрений писателя, взятых в отдельности друг от друга. Принимая эстетическое выражение, они теряют характер научной абстракции и выливаются в конкретно-чувственную картину взаимодействия человека и мира.
Положительные герои Толстого, и прежде всего Пьер Безухов и Андрей Болконский, обнаруживают в себе то общечеловеческое содержание, которое считается писателем абсолютной духовностью, а в художественном преломлении выступает торжествующей гармонией. Неоспоримая, самоочевидная духовность человека, воспринимаемая как прекрасное и возвышенное, составляет концепцию личности у Толстого.