Роль образа Платона Каратаева в романе “Война и мир”

Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: Война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории.

Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми… Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества”. И это не просто слова.

В них выражена центральная идея не только романа “Война и мир”, но и времени – 60-Х годов XIX века. Русские писатели всегда стремились разгадать тайну национального характера, понять душу русского человека. Л. Н. Толстой стал од-11 и м из первопроходцев на этом пути. Воплощением авторского представления о человеке из народа, олицетворением “духа простоты и правды” стал Платон Каратаев.

Платон Каратаев – русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели. Каратаев, по словам писателя, “остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением

всего русского, доброго”. Каратаев носил французскую шинель, подпоясанную веревкой, фуражку и на ногах лапти.

“Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые”. Каратаеву “должно было быть за пятьдесят лет”, но “зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости “. “Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер”, Каратаев не имел, “но он любил, – отмечает Толстой, – и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком… он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера… но Пьер чувствовал, что Каратаев… ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним…”

Остальные пленные считали Каратаева “самым обыкновенным солдатом, но для Пьера он навсегда остался “непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды”.

В образе этого “человека из народа” писатель показал носителя “роевого сознания”. Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, “частицей целого”: “…Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”.

Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающий мир, переделать его в соответствии с какими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению автора, идея свободы, рожденная “роевым сознанием”.

Смысл бытия Платона Каратаева – радостное слияние с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом – любовь. Это глубоко христианское чувство составляло суть души Каратаева, суть народной жизни. Оно помогало Платону, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру. Герой Толстого безропотно принимает все, что ниспослано ему свыше. Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать “за свои й людские грехи”. Смысл этой притчи в том, что ” на все Господня воля “. Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, к уда ведет раба своего. Платон Каратаев не смеет ничего себе требовать от жизни. Он кроток и счастлив тем, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения “восторженной радости”.

В дальнейшем Пьер испытывает благоприятное воздействие слов и поступков Каратаева. Первые его слова, обращенные к Пьеру, были словами сочувствия, доброжелательства, утешения: “Амного вы нужды увидали, барин? А? ” “…И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, – пишет Толстой, – что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы”. “…Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!” – продолжал Каратаев”. Встреча с Каратаевым, разговор с ним, его рассказ о себе, его молитва на ночь привели Пьера к ощущению того, “что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе”. Пьер отказался от перевода из солдатского балагана в офицерский, так как только здесь получил “успокоение и согласие с самим собою”.

С момента появления героя любое описание его сопровождается эпитетом ” круглый “. Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг – символ завершенности, гармонии, вечности. Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей. Пословицы и поговорки не сходят с уст Каратаева. На любой случай у него готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: “Час терпеть, а век жить”; “Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки” и т. п. По словам писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, “были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати”.

Каратаев Стал для Пьера критерием в оценке других лиц. Вспоминая князя Андрея, “он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и по тому, что оба жили и оба умерли”. Рассказывая своим близким о пережитом, говорил о Каратаеве:

“…Вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка”.

В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Платоном Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании им окружающего мира. Обращения Л. Н. Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии не только русской, но и мировой литературы и философии. Его открытия легли в основу религиозных исканий XX века.






Тема вірша гімн красі.
Роль образа Платона Каратаева в романе “Война и мир”