Краткое изложение Жюль Массне. Вертер
ВЕРТЕР
Лирическая драма в четырех актах (пяти картинах)
Либретто Э. Бло, П. Милье и Г. Гартмана
Действующие лица:
Вертер Альберт Судья | Тенор Баритон Баритон или бас Тенор Баритон или бас Баритон Меццо сопрано Сопрано Меццо сопрано Детские голоса сопрано Без речей | |
Шмидт Иоганн | } | Друзья судьи |
Брюльман, молодой человек Шарлотта, дочь судьи Софья, Кетхен, молодая девушка Дети судьи (6): Фриц, Макс, Ганс, Карл, Гретель, Клара Крестьянский мальчик, слуга |
Жители местечка Вецлар; гости и музыканты.
Действие происходит в окрестностях Вецлара близ Франкфурта (Германия).
Время: 1772 год.
СЮЖЕТ
В доме судьи слышен звонкий детский смех, рождественские песни. Шарлотта готовится к балу, который состоится в предместье Вецлара. Впервые дом судьи посещает мечтательный Вертер. Собираются гости. Но Вертер никого не замечает – его мыслями и чувствами безраздельно овладела Шарлотта. Вместе с ней он отправляется на бал. Все расходятся.
Праздничный воскресный день в Вецларе; народ спешит в храм. Туда же направляются и Шарлотта с Альбертом. Появляется тоскующий Вертер. Напрасны его мечты о счастье. Шарлотта – жена другого. Альберт пытается успокоить Вертера. Тот отвечает, что теперь он питает к Шарлотте лишь чувство дружбы. Однако, увидев ее, Вертер вновь обращается к ней с пылкими словами любви. Шарлотта холодно отвечает ему и просит уехать; быть может, разлука излечит его рану. После минутного колебания он соглашается. Но хватит ли у него сил сделать это? Подошедшей Софье Вертер объявляет, что навсегда покидает Вецлар.
В канун рождества Шарлотта сидит одна в гостиной. Она думает о Вертере, читает его письма; особенно ее пугает последнее письмо, полное отчаяния и тоски. Софья, обеспокоенная состоянием сестры, старается рассеять ее мрачные мысли, рассказывая о предстоящем празднике. Неожиданно входит Вертер. Напрасно клялся он себе, что скорее умрет, чем вернется к Шарлотте. Настал назначенный день, и вот он стоит перед ней. Шарлотта взволнована; она старается скрыть это, но Вертер читает в ее глазах признание в любви. Шарлотта вырывается из объятий Вертера – она не может изменить долгу, Вертер остается один; он подавлен; лишь смерть может принести ему успокоение. О приезде Вертера узнает Альберт. В это время слуга приносит от Вертера письмо с просьбой одолжить в дорогу пистолеты. Потрясенная Шарлотта по приказу Альберта безропотно отдает их слуге. Но, когда муж уходит, она в ужасе устремляется к Вертеру, чтобы предупредить катастрофу.
Смертельно раненный Вертер не слышит слов склонившейся над ним Шарлотты. Наконец он узнает ее. Вертер молит у Шарлотты прощения. Он просит, чтобы его похоронили в конце кладбища, где стоят две липы; под их сенью он хотел бы найти вечный покой. Вертер умирает. Из дома судьи доносятся веселые голоса детей, смех и радостные крики, гостей, празднующих рождество.
МУЗЫКА
“Вертер” – лирическая опера. Трогательная любовная драма о гибели иллюзий и надежд обрисована в музыке Массне выразительной, психологически чуткой и гибкой мелодикой, тонкими и изящными оркестровыми красками.
Во вступлении мощным аккордам оркестра, вызывающим представление о неодолимой грозной силе, противостоят нежные мелодии струнных. С приходом Вертера музыка приобретает взволнованный оттенок. Его ариозо “Брежу я, иль виденья проходят вереницей” проникнуто мечтательно-поэтическим настроением. Второе ариозо “О природа” полно благоговейного чувства. Небольшое ариозо “О мой светлый идеал” проникнуто страстью. Восторженно, увлеченно звучит признание Вертера “Счастьем я упиваюсь”.
Оркестровое вступление ко второму акту рисует беспечное веселье горожан. Диалог Альберта и Шарлотты “Итак, три месяца” передает чувство спокойного счастья и взаимного доверия. Ариозо Вертера “Я знал бы обладанье” пронизано страстной тоской об утраченном счастье. Сцена встречи Вертера и Шарлотты начинается лирической музыкой первого акта, затем звучит новая мелодия, наполненная затаенной страстностью; драматизм нарастает вплоть до конца акта.
Оркестровое вступление к третьему акту воплощает настроение безотчетной тоски, которое господствует в монологе Шарлотты. Ее ариозо “Ах, пусть льются эти слезы” проникнуто безутешной печалью. Обращение Шарлотты “Боже мой, творец!” исполнено горячей и страстной мольбы. Вдохновенный романс Вертера “О, не буди меня” принадлежит к числу популярнейших оперных отрывков.
Первая картина четвертого акта представляет собой пантомимическую сцену; музыка ее окрашена в сумрачные, гнетущие тона1.
Последняя картина – развязка драмы. Ласково и умиротворенно звучит ариозо Вертера “Нет!.. Ты поступила честно”. Ему отвечает страстное признание Шарлотты “Да… с того дня, как ты глазам моим предстал”. Душевный покой и усталая отрешенность слышатся в последних фразах умирающего Вертера. Резким контрастом звучат голоса детей, славящих рождество.
1 В некоторых постановках музыка этой картины служит оркестровой интермедией (“Ночь перед рождеством”) к заключительной картине оперы.