Краткое изложение романа “Воскресение”
Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом “Воскресение”. Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии. Однако рассказ Кони послужил лишь зерном для создания “Воскресения”. Произведение в целом и образы развивались на основе личного жизненного опыта писателя.
Князь Нехлюдов – главный герой романа, увидев на суде Катюшу Маслову, осуждаемую за отравление купца, вспоминает первую встречу с ней. “Ведь я любил
Нехлюдов исходил всю Россию. Он видел дворцы и великосветские салоны, приемные князей и тюрьмы, побывал в сенате и мужичьих избах и, наконец, пошел вслед за Катюшей в путь по этапу, на каторгу.
По-иному решила свою судьбу Катюша Маслова. По просьбе Нехлюдова ее перевели из отделения уголовных к политическим. Знакомство с революционерами благотворно подействовало на Маслову, открыло перед ней перспективу новой жизни. Впервые в жизни Катюша Маслова видит таких бескорыстных и благородных людей. Они искренне стараются помочь друг другу и ей, чужой для них. Катюша находит в этой среде искреннюю и большую любовь. Ее душа воскресает к новой светлой жизни. Если до этого она стихийно, от обиды отказывалась от жалости князя Нехлюдова, то теперь Катюша начинает осознавать себя частью общества. Она может объяснить себе и князю, что ей нужно в жизни, что она хочет и ждет от будущего. Воскресает ее душа, появляется надежда на счастье, пусть в будущем.
Роман Толстого имел огромный успех, его печатали в России и по всему миру, а официальная церковь добилась отлучения писателя от церкви за острую критику. Анафема с писателя не снята до сих пор, но это минус не ему, а церкви.
В своем романе Толстой критикует не Христа и его учение, а чиновников от церкви, их ханжество и лицемерие.
Примечательная особенность романа “Воскресение” состоит в откровенной критике современной писателю капиталистической действительно сти. Больше чем где-либо Толстой выступает в “Воскресении” и как моралист, и проповедник. Основная тенденция романа сводится к проповеди идеи всеобщей любви, к исполнению евангельской заповеди: “Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам”. Но сила романа как раз не в этой проповеди, а в той живой плоти его, которая заставляла читателя думать о жизни и делать политические выводы. Произведение это возвещало о неминуемом общественном взрыве, о приближении революции. В этом смысле “Воскресение” является ее зеркалом, отражением ее существенных черт.
В последнее десятилетие своего творчества Толстой все больше ощущал необходимость приведения собственной личной жизни в соответствие с теми идеями, которые он проповедовал на протяжении трех десятилетий. Трагизм общественной жизни усиливался трагизмом его положения в семье, непониманием и недооценкой того, что он делал и что представлялось ему делом всей его жизни. “Все сильнее и сильнее стыжусь своего положения и всего безумия мира. Неужели это мой обман чувства и мысли, что продолжаться это не может? Нет, не может”.
В произведениях этого периода, особенно в повести “Хаджи Мурат”, в рассказах “За что?”, “После бала”, в драме “Живой труп”, наряду с осуждением лжи, насилия и деспотизма Толстой рисует идеал жизни вольной, не стесненной условностями среды. Сам он мечтает о том, чтобы навсегда уйти из дома и поселиться где-либо на юге России или в Болгарии и наедине с собой, со своими мыслями дожить остаток жизни. Решение окончательно покинуть Ясную Поляну было роковым: здоровье восьмидесятидвухлетнего писателя не выдержало нелегкого пути.
Высокая оценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя. В произведениях писателя простой человек из народа впервые в истории мирового искусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять на судьбы мира. Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализ социальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия, как “поток сознания”, в основе которого лежат разнообразные связи героя с реальной действительностью.
Толстой проделал огромную работу на пути изображения народа как здоровой нравственной основы жизни. Образ “мужицкой” России в его произведениях впервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальных и зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип “текучести” человеческих характеров, основные формы психологического анализа (внутренний монолог, диалог, психологический портрет) до такой степени, что его творчество в целом рождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающих форм жизни. Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма, изменения внутри этого метода.
Непреходящая художественная ценность произведений Толстого очевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее ее предназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художник навсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокого служения своему народу.