Краткое изложение романа Ганса Фаллада “Что же дальше, маленький человек?”

В романе “Что же дальше, маленький человек?” (1932), написанном в пору, когда в Германии, как и в других капиталистических странах, разразился жестокий экономический кризис, Фаллада повествует о людях, доведенных кризисом до полной нищеты и безысходности.

Роман открывается прологом “Беспечные”. Мелкий служащий Иоганн Пиннеберг и его невеста, молодая работница Эмма, полны надежд на счастье и строят радужные, хотя и скромные жизненные планы. Автор ведет затем своих героев по социальной лестнице вниз, отмечая ее ступени характерными

приметами: они снимают вначале большую комнату с плюшевой мебелью в состоятельном районе Берлина; потом переезжают на улицу победнее, в комнату поменьше, в которой все же стоит золоченая кровать (разумеется, хозяйская); потом – на окраину, на антресоли какого-то сарая, похожие на куриный насест; потом – за пределы Берлина, в крошечную каморку с кухней “размером с полотенце”; в финальной главе полицейский сталкивает Пиннеберга с тротуара, как бы символизируя этим, что “маленькому человеку” нет места в буржуазииной Германии. Ему враждебна при капитализме вся система жизни. Он чувствует себя в буржуазном городе
затерянным, как в джунглях, из которых не может выбраться и где его каждый миг подстерегает смертельная опасность.

В такой трактовке темы Ганс Фаллада близок Чарльзу Диккенсу, замечательному английскому романисту. Но у Фал-лады “маленький человек” загнан, придавлен к земле, унижен сильнее, чем у Диккенса. Хотя порой он и пытается сохранить внутреннюю независимость, он все же много меньше, чем герой Диккенса, способен сопротивляться давлению извне. Пин-небергу хочется быть не рабочим, а буржуа, жить “прилично”, он пренебрежительно относится к тем, кто еще беднее, чем он.

Не в меньшей мере Фаллада обязан художественным открытиям Ф. М. Достоевского, с невиданной ранее глубиной изобразившего униженных и оскорбленных.

Герой Фаллады – жертва буржуазного мира, но и в какой-то мере его часть. Фаллада видит всю опасность духовного опустощения “маленького человека”, но он также видит присущие – ему добрые начала и возлагает надежду на их укрепление.

Последняя глава романа названа “Все кончено”, – таков итог разрушения наивных надежд Пиннеберга и Эммы. За ней следует, однако, эпилог – “Все продолжается”, – заголовок которого можно трактовать по-разному: и в том смысле, что жизнь буржуазного города идет своим чередом, что бы ни случилось с кем-либо из его обитателей, и как протест против отчаяния: ведь Ганс и Эмма по-прежнему любят друг друга, и потому свет звезд не гаснет для них. Фаллада не мог быть равнодушным к нужде и унижениям, какие выпадали на долю его героев в мире капитализма, тем более что он и сам принадлежал к среднему слою и много бедствовал. Но особую тревогу вызывало в нем растущее обес-человечивание человека под давлением социальной несправедливости, буржуазного эгоизма и агрессивной нацистской политики. Фаллада не эмигрировал в 1933 г. из Германии, не представляя себя как писателя вне ее пределов, и своими глазами видел, как происходило перерождение буржуазной республики в фашистский рейх. Пиннебергу и Лемхен, как их ни давит нужда, ни угнетает страх перед будущим, еще удается сохранить человеческое достоинство.






Твір роздум на тему вірний приятель то найбільший скарб.
Краткое изложение романа Ганса Фаллада “Что же дальше, маленький человек?”