Краткое изложение романа Пауля Шаллюка “Энгельберт Рейнеке”

Действие романа Пауля Шаллюка (род. в 1922 г.) “Эн-гельберт Рейнеке” (1959) происходит в течение Одного дня, ставшего для героя днем принципиального решения своей судьбы. Решение же пришло в результате анализа, в итоге сопоставления прошлого с настоящим, вследствие пробудившегося чувства ответственности. Рейнеке рассказывает о своих исканиях и заблуждениях и оценивает собственные мысли и поступки, ведя спор с самим собой.

Пройдя в солдатской шинели через войну, Энгельберт сделался после войны школьным учителем математики. Учителя школы

его не любят, даже чуть ли не травят, из-за его отца: отец, Леопольд Рейнеке, учитель словесности той же школы, не желал покоряться фашистским властям. Он не был активным антифашистским борцом, но постоянно, тем или иным способом, давал понять, что нацистской ложью его не обмануть и что он не станет действовать по указке гитлеровцев. За это его прозвали в школе “Нет-и-нет”.

Если власти приказывали вывесить флаги, он вывешивал, но подпиливал древко, – как только строй коричневорубашечников начинал сотрясать своим топотом землю, древко обламывалось и флаг падал. Когда от всех немцев потребовали, чтобы они приветствовали

друг друга не обычным образом, а вытягиванием руки вперед и вверх на фашистский манер, “Нет-и-нет” принес медицинскую справку, что у него болит рука и он не может поднимать ее. Программа предписывала изучение в школе воинственных виршей пиитов, славящих “новый порядок”, – “Нет-и-нет”, прочитав ученикам низкопробные поделки, ничего общего не имеющие с истинной поэзией, тут же читал им запрещенного нацистами Гейне – якобы для того, чтобы продемонстрировать презренную немужественность ег стихотворений. Эффект, как и было им предусмотрено, оказывался обратным: в души детей проникало мужественное слово революционного поэта, страстно ненавидевшего мракобесие и национализм.

Нашлись осведомители. “Нет-и-нет” был схвачен и замучен в застенках. Память о нем, однако, жила как ободрение одних и упрек другим. Вот эти-то другие и не любили Энгельберта, и сыну казалось, что память об отце мешает ему определиться в жизни.

Действие романа начинается утром того дня, когда, решив уйти из школы, Энгельберт получает от приятеля долгожданное письмо с предложением другой работы. День проходит в воспоминаниях и раздумьях, приводящих героя к отказу от уже принятого было решения. Он бродит по улицам города, вспоминает об арестах, насилиях, пожарах, думает об убитом фашистами отце, посещает его друга, старого учителя рисования. И вдруг понимает, что он, как и его отец, ответствен перед детьми и не имеет морального права освободить себя от этой ответственности. Он остается в школе, отказываясь от предложения, казавшегося ему раньше соблазнительным.

Это решение не вносит в жизнь Энгельберта никаких внешних изменений, но меняет ее по существу. Раньше он видел себя одиноко блуждающим в темном лабиринте, из которого нет выхода. Теперь же чувствует, что вышел из лабиринта к свету и что рядом с ним люди. Он видит теперь, что среди школьных учителей есть не только последыши фашистов, но и честные, свободолюбивые люди, ненавидящие фашизм и стремящиеся воспитать детей в духе демократизма, гуманности. Энгельберт и его друзья как бы принимают эстафету от Леопольда Рейнека, сын становится наследником отца не только по крови, но и по духу.

Глубокое развитие мотив испытания и личной ответственности получил в романах Г. Белля “Дом без хозяина” (1954), “Бильярд в половине десятого” (1959), “Глазами клоуна” (1963). Во всех этих произведениях Белль показывает рядовых немцев, по-своему повинных в трагических и постыдных поворотах истории Германии, но способных осознать свою ответственность и по-новому взглянуть на мир.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Краткое изложение романа Пауля Шаллюка “Энгельберт Рейнеке”