Краткое изложение романа “Поднятая целина”

Сюжет романа ” Поднятая целина ” переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путилов-ский рабочий и красный моряк Давыдов, – днем, открыто. Половцев хочет втянуть передохнувших после гражданской казаков в Союз борьбы за освобождение Дона, Давыдов как двадцатипятитысячник должен собрать всех в колхоз, поприжав покрепче кулака. После приезда вожаков стремительно разворачивается сюжетное действие

с его основными “узлами”: первым собранием бедняков, принявшим решение раскулачить “богатеньких”, сценой раскулачивания Гаева, Лапшинова и прочих, раздачей имущества беднякам, вторым собранием гремяченцев по созданию колхоза, драматическим “бабьим бунтом”, сценой пахоты, когда Давыдов сумел организовать социалистическое соревнование бригад.

Массовые сцены – художественная особенность нового, советского романа – романа социалистического реализма. Что хочет сказать художник таким сюжетостроением? “Течет” масса народная, выявляя свое, заинтересованное отношение к новым идеям,

стало быть, народ – хозяин и творец истории. Так ли это? Половцев сразу взял в оборот местного агронома и крепкого хозяина Якова Лукича Островнова. Давыдов сразу начал подзадоривать бедняков: “Кулак гноит хлеб в земле”, и жалобные голоса незамедлительно откликнулись: “Эти (быки) у богатых, им и ветер в спину”, а Любишкин предложил: добро богатых нужно отдать в колхоз. Роман “Поднятая целина” повествует о создании колхоза и полифоничности мнений самих крестьян. Все заинтересованы, равнодушных не было: мужик в лисьем треухе предложил собрать бедняков в один колхоз, середняков – в другой, а лодырей – на выселки. Николай Люшня убежден: “колхоз – дело добровольное, хочешь иди, хочешь – со стороны гляди”, т. е. он за свободу выбора.

Доводы Кондрата Майданникова, середняка, привлекают, но не убеждают: он верно назвал причины незащищенности единоличного хозяйства – и засуха, и проливные дожди, и неурожай, и свалившаяся вдруг на работника хворость, и смерть хозяина. Он серьезен и обстоятелен, этот человек, который принимал у своей коровы, трепеща, маленького, дрожащего бычка, растил как ребенка, а теперь, голосуя за колхоз, отдавал свою “худобу” в чужие руки, возможно, ленивые и равнодушные. “Правда” Кондрата трогает нас до слез, ибо его трудовые мозоли, любовь к родному наделу, животине свидетельствуют о глубокой укорененности в жизни и понятном каждому страхе за будущее. Какая же вина лежит на бездумных устроителях колхозов за миллионы обманутых Май-данниковых! А предпосылки трагедии уже обозначены в итогах собрания.

“Ты нас не силуй”, – прозвучал голос одного из многих. “Таких, как ты, всех угробим”, – пообещал коммунист Давыдов, не вдумавшийся в народные мнения. А ведь коряво, без опоры на науку были высказаны идеи фермерского хозяйства на всех уровнях: для богатых, для середняков, для бедняков с постоянной и целенаправленной помощью государства последним. …Жизнь в Гремячем Логе встала как “норовистый конь перед препятствием”, и это естественно: кто-то сводил на общий баз свою скотину, кто-то убивал ко – ров и телушек, объедаясь до болезни мясом, кто-то приходил на конюшню покормить своего коня.

Брожение усилилось, когда стало известно, что соседи из другого колхоза претендуют на часть семенного фонда. Мужики готовы были развязать новую гражданскую войну: “Ярские приехали забирать семфонд!”, а в ответ: “Вас в Соловки надо сажать, собаки на сене!” Страшные по свирепости и жестокости сцены! В драматических коллизиях романа раскрываются характеры интересные, самобытные, описанные ярко, пластично, с юмором и со слезами. Не может читатель не сочувствовать Давыдову с его широтой души и внутренней правдивостью, но ставшему носителем командно-административной системы и ее заложником, не может не горевать над неустроенностью жизни, несогретостью Нагульнова, верящего в мировую революцию и готового за нее жизнь отдать, несущего в себе страшную идеологию “нагульнов-щины” и фанатизм, граничащий с безумием.

Значение романа “Поднятая целина”, бесспорно, и в мало-мальски правдивом изображении деревни 30-х годов на фоне лубочной, парадной советской литературы, и в том, что Шолохов, по существу, открыл своим романом “деревенскую прозу” XX века. И наш интерес к произведениям Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Тендрякова, В. Шукшина неизменен именно потому, что мы когда-то в школе впервые познакомились с деревенскими проблемами, сроднились с ними благодаря Шолохову.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Краткое изложение романа “Поднятая целина”