Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ века
В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин “постмодернизм”, объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным явлением, представления о котором постоянно уточняются. Среди ученых, исследующих феномен
Смысл термина “постмодернизм”.
Постмодернизм – это производное от понятия “постмодерн”, возникшего в то время, когда самого явления еще не существовало – впервые термин был употреблен
Термин “постмодернизм” был введен в культурный оборот в 1920 – 30-е гг. в качестве обозначения литературы, идущей на смену модернизму. Термин не прижился и широкого распространения в первой трети столетия не получил, будучи заменяемым синонимами “ультрамодернизм” или “сверхмодернизм”. Только в работах структуралистов 1960-х гг., которые стали рассматривать постмодерн в качестве особой парадигмы и эпистемы, постмодернизм обрел черты идейной программы. Современная трактовка постмодернизма отличается многозначностью. И. С. Скоропанова выделяет следующие функции термина “постмодернизм”, который служит для обозначения:
1) нового периода в развитии культуры;
2) стиля постнеклассического научного мышления;
3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства;
4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.);
5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине ХХ в.;
6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике)
Термин “постмодернизм” до настоящего времени устоялся не окончательно и применяется в эстетике и литературной критике параллельно с дублирующими терминами “постструктурализм”, “поставангардизм”, “трансавангард”, “искусство деконструкции” и другими.
Наиболее точным и всеобъемлющим из существующих на сегодняшний день представляется определение постмодернизма, данное И. П. Ильиным в энциклопедическом словаре “Зарубежное литературоведение”: “многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений”, “характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его роли и места в окружающем мире”. Иначе говоря, постмодернизм – это тип культурного сознания, сложившийся во второй половине ХХ века.
По мнению американского теоретика Ф. Джеймисона, появление постмодернизма можно датировать со времен послевоенного бума в США (с конца 1940-х – начала 1950-х гг.), а во Франции – с установления Пятой республики (1958 г.). Но постмодернизм представляет собой мультинациональное явление: американский теоретик Хаг Д. Сильверман утверждает, что “у постмодернизма нет родины”. Сегодня ситуацию постмодернизма переживают культуры разных стран, а самой постмодернистской страной, по мнению Жака Деррида, является Япония.
Постмодернизм возникает как реакция на новую историческую реальность, сложившуюся в мире после второй мировой войны. Среди объективных предпосылок формирования постмодернизма можно выделить три основных фактора:
1) возросшая исчерпанность управленческого потенциала государства в формировании условий безопасного существования. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменяющего традиционное буржуазное. В постиндустриальном обществе произошла смена ценностной парадигмы: привычные экономические и политические ценности – власть, деньги, производство – стали подвергаться деконструкции. В новом обществе единственной ценностью становится информация;
2) растущая антигуманность процессов технологического общения, выхолащивающих сердце и душу из процессов коммуникации;
3) активное включение в жизнь общества новых социальных групп, которые ранее были аутсайдерами, таких как феминистские и экологические движения.
Ж. Ф. Лиотар в работе “Состояние постмодерна” (1979), в названии которой, кстати, впервые присутствовал термин постмодерн, отмечал, что закономерным плодом рационалистического индустриального процесса стали тоталитаризм, противостояние севера и юга и Аушвиц. После Аушвица (Освенцима) в истории человечества начинается новая эпоха, которая требует новых принципов художественного выражения, которые и были найдены в искусстве постмодернизма.
Соотношение модернизма и постмодернизма.
Определить содержание понятия “постмодернизм” представляется возможным через соотношение с модернизмом. Модернизм в современной науке понимается как тип культурного сознания, который реализуется в художественной практике символизма, экспрессионизма и акмеизма. В социально-историческом контексте под модернизмом подразумевается период в развитии культуры с конца ХIХ до середины ХХ века, то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей модернизма является “реалистическая”, или позитивистская, культура ХХ века, верхней – постмодернизм.