Классицизм во Франции. Паскаль. Де Лорошфуко
Из трех стилевых направлений, кот. господствовали в западноевропейской лит-ре 17 в. (классицизм, барокко, ренессансный реализм), во Франции, как ни в одной стране, восторжествовал классицизм. Франция дала классические образцы литературы этого направления. КЛ достиг здесь своего высшего совершенства. Франц. классицисты сумели сочетать опыт античной лит-ры с национальными традициями своего народа, что не удалось сделать классицистам других стран.
КЛ во Франции стал официальным художественным методом, признанным правительством. Король и
Вторая причина, обусловившая расцвет во Франции КЛ, является то чрезвычайно важное обстоятельство, что философская основа его художественного метода нашла подтверждение в философии Декарта (вершина философской мысли фр. народа). Декарт – главный философский наставник фр. классицистов. Рационализм стал главенствующим качеством классицистического искусства. Декарт – основатель рационализма, т. е. такого направления в философии, которое искало истину не в опыте, а в разуме. Разум – единственный источник истины. Мысль – господствующий Эл-т иск-ва.
Ориентация классицистической теории на античность влекла художников к изучению и использованию опыта античных мастеров. В творчестве писателей-классицистов мы встречаемся с глубочайшими реалистическими прозрениями, главным образом в области психологии человека (трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, творчество Ларошфуко). Классицисты сузили рамки реалистического видения мира, подчинили изображаемый мир заранее взятой теоретической тенденции, заставили художника отбирать жизненный материал и организовывать его по строго установленным принципам. Талантливые драматурги – Корнель, Расин, Мольер – умели в пределах тенденциозности образа быть правдивыми, но нормативность эстетики классицизма все-таки ограничивала их творческие возможности.
Основные принципы КЛ. Абсолютность идеала прекрасного, необходимость подражания. Строго регламентированная иерархия литературных жанров (эпопеи, трагедии, комедии и др.), устанавливались точные границы каждого жанра, его особенности. Важный элемент в эстетике КЛ – учение о разуме как главном критерии художественной правды. Художественные образы КЛ-ой лит-ры создавались по холодным расчетам разума, в них подчеркивались общие, универсальные “вечные” черты. Классицистам неведом был закон о том, что художественному образу необходим элемент единичности, случайности. Теоретики КЛ полагали, что элементарные требования разума обязывают драматурга вложить все действие сценического события в рамки 24 часов и представить его происходящим на одном месте. Правило трех единств – времени, места и действия.
Теоретиком французских классицистов был Буало (“Поэтическое искусство” 1674).
Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.9.1613, Париж, – 17.3.1680, там же), герцог, французский писатель-моралист. Участвовал в дворцовых интригах против А. Ж. Ришелье, примкнул к Фронде. В своих “Мемуарах” (1662, полностью изданных 1817), освещающих события 1624-52, написанных с позиции фрондера-аристократа, выступил противником абсолютизма. Главное сочинение Л. – “Размышления, или Моральные изречения и максимы” (1665, русский перевод 1959) – философский итог его наблюдений над нравами современного ему французского общества. Главными движущими силами поведения человека Л. считает себялюбие и эгоистический расчет (“интерес”). Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространенная у многих мыслителей той эпохи, приобретает у Л. особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и прежде всего тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами. Л. – мастер афористического стиля.
Паскаль Блэз [Blaise Pascal, 1623-1662] – французский писатель, мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда, ученого-математика. В 16 лет уже написал трактат о конических сечениях, изумивший Декарта, впоследствии сделал крупные открытия в области математики и физики; усердно занимался философией. Декарт и Монтень сильно повлияли на него; однако он не был удовлетворен их скептицизмом и рационализмом, т. к. искал истины, отвечающие не только разуму, но и сердцу. Это привело его к религии. Последние годы жизни прожил в янсенистской общине Пор-Рояль, предаваясь аскетическим самоистязаниям.
“Мысли” (Pensées, 1-е изд., 1670) – сборник афоризмов религиозно-философского содержания, точный текст к-рых был восстановлен только в 1843 Виктором Кузеном. Основная задача этих религиозно-философских фрагментов – установив бессилие и одновременно величие разума, сознающего свои слабости и несовершенства, найти выход из этого противоречия в христианском учении о человеке. П. пытался оправдать христианство в его янсенистском понимании и примирить противоречия между разумом и верой. Подобно “Провинциальным письмам”, “Мысли” П. – произведение не только философа, но и художника. Верующий христианин и мистик, П. в то же время реалист по своему творческому методу, по своему стремлению постигнуть объективную действительность и природу человека во всей ее противоречивости и конкретности.