Каков смысл названия поэмы А. А. Блока “Двенадцать”?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный блоковский оттенок жизни в
С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий:
Черный вечер.
Белый снег…
Черное, черное небо…
Символами
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек…
В зубах цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый – монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:
Впереди с кровавым флагом,
В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос.
Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай пса голодного как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: трах-тарарах-тах-тах-тах-тах! все это музыка революции, атональная и неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови
Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме Двенадцать является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом двенадцать, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число двенадцать это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
..И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее огнем и мечом. Далее читатель узнает имена двух из двенадцати:
Стой, стой!
Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают в последней строке: Впереди – Иисус Христос. Двенадцать красногвардейцев это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. Верую, ибо абсурдно, говорил Тертуллиан. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока Двенадцать.
В Повести о Великом Инквизиторе одной из глав романа Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы описано, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.