Изучение литературы в 9-м классе
Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов.
Углубляются связи между восприятием
Провести урок в 9-11 классе так, чтобы ученик увлекся приключениями своего “Я”
Учитель же стремится, чтобы ученики любого возраста воспринимали произведение целостно, в богатстве его возможностей. Вместе с тем учитель все время учитывает естественные для этого возраста наклонности, применяя соответствующие методы и приемы работы, и помогает ребенку идти вперед в его литературном, и вообще в развитии. Например, конкурс на лучшего рассказчика сказки в 5-м классе, мысленное путешествие литературными местами в 7-м, социально-психологическое исследование в 10-м. В 5-6 классах ученики не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся “рисовать” словами те или иные картины, овладевают понятием жанра, учат формулировать значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и ее составных частей. В 7-8 классах рассмотрение произведения проводится согласно специфике рода и жанра, что оказывает содействие развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Ученики 9-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи.
Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.
Схожі твори:
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...
- Работа над сочинением в 3-ем классе В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по […]...
- О композиции литературных произведений в V классе Интересные наблюдения могут сделать школьники при чтении басен Крылова. Необыкновенно выразительно мастерство баснописца в создании внешнего облика басенных персонажей. Для детского восприятия этого недостаточно. Чтобы представить в своем воображении Волка и Ягненка, участников квартета, пятиклассники должны внимательно рассмотреть иллюстрации, подумать, соответствуют ли изображения на рисунке их басенным характеристикам, какие детали подчеркивают силу Волка и беззащитность […]...
- Методика работы над изучением эпического произведения в школе Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти […]...
- Отзыв об уроке информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль Урок информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: <ul style=”text-align: justify;”> помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль, научить выполнять простое форматирование документов; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического […]...
- Работа над сочинением во 2-ом классе Сочинения во 2-ом классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь […]...
- Проблемы современного урока литературы Одной из актуальнейших проблем современного урока литературы является проблема чтения не только родной, но и зарубежной литературы, то есть переводных текстов. Не случайно по теории литературы в современной школе дается понятие об оригинальной и переводной литературе (5 кл.), об украинской и русской переводческих школах, их выдающихся представителях (11 кл.). Особое внимание на уроке литературы следует […]...
- Основные виды письменных работ в V классе Основными видами письменных работ в V классе являются изложения с элементами рассуждения, сочинения-миниатюры на так называемые нелитературные темы, ответы на вопросы, связанные с литературным произведением (начало работы над сочинениями по литературе), и сочинения по картине. К письменным работам пятиклассники готовятся в процессе разбора произведения, в устных беседах, при выполнении домашних заданий и, опросе или же […]...
- Отзыв об уроке литературы по повести “Капитанская дочка” Урок был проведен на профессиональном уровне, вызвал неподдельный интерес у учащихся и был построен в форме диалога между учителем и школьниками. Для того, чтобы воссоздать дух того времени, были использованы различные средства. Среди них можно упомянуть портрет А. С. Пушкина стеллаж с литературой писателя, картины Оренбургских степей, классическая музыка, тем самым осуществлялось взаимодействие разных видов […]...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно “обеспечить” подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в “Книге скитаний” писал: “Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный […]...
- Как писать сочинение по картинам в начальной школе Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны […]...
- Духовное общение на уроках русской литературы Сделав психологический анализ системы интенсивного обучения Г. Лозанова, А. Добрович приходят к выводу: она связана с выводом учеников на игровой уровень общения, преподаватель при этом раскрывает свои возможности не только как авторитетный знаток своего предмета, но и как актер и режиссер. Еще один вид диалога, который автор располагает выше конвенционального – деловое общение. В его […]...
- Методика изучения лирики в школе <strong>Приемы анализа:</strong> очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского “Узника” в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т. е. они […]...
- Роль внеклассных занятий в изучении литературы По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу. К сожалению, домашняя библиотека перестала быть предметом гордости. Ушли в прошлое горячие споры о новинках литературы, очереди за подписными изданиями и другие формы проявления массового интереса к […]...
- “Житие протопопа Аввакума” первое автобиографическое произведение русской литературы “Житие протопопа Аввакума” – первое автобиографическое произведение русской литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни. Говоря сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал: “Это были гениальные “житие” и “послания” бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума – вся на жесте, канон […]...
- Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде […]...
- Сочинение по рассказу Ф. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла” Вот уже близится к концу учебный год. За окном весна, и все школьники мыслями унеслись в заоблачные дали под названием “каникулы”. Но еще не время расслабляться и предаваться лени. Нужно собраться перед последним “рывком”. Сейчас у нас урок литературы, тема которого “Урок развития речи по произведению Ф. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла”. И хотя мифы Древней […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- Специфика постколониальной литературы и творчество Рушди Распространение английского языка оказалось тесным образом связано с возникновением феномена постколониальной (ПК) культуры и постколониальной литературы. В результате распада империй во второй половине ХХ в. на карте мира появилось множество независимых государств, возникших на месте бывших колоний. Постколониальная культура – культура, сложившаяся в бывших колониях, вобравшая в себя элементы культуры колонизаторов и порабощенных ими народов, […]...
- Драгоманов пути для украинской литературы Мы живем во время возрождения независимости нашей страны, возрождения ее обычаев, традиций, культуры. От каждого из нас зависит будущее Украины. Как наши далекие предки, мы должны беспокоиться, чтобы украинский язык, украинское слово слышали не только мы, но и во всем мире. Так как в мире всегда уважали и будут уважать людей, которые заботятся о своей […]...
- Н. Г. Чернышевский и его роль в истории русской литературы Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Сего именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа. Эстетические взгляды Чернышевского были органической частью его идеологической деятельности как революционера-демократа. Вклад его в мировую эстетическую мысль определялся тем, […]...
- Теория литературы: Роман Роман – эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные стихии, которые не исчерпывают и не поглощают друг друга, и именно в этом заключается определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной […]...
- Из литературы романтизма Эпоха от первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) до последних десятилетий XIX столетия – это эпоха разрушения старых феодальных отношений, роста буржуазии и ее полной победы в странах Западной Европы. В этот период в ряде стран Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем, начали обостряться противоречия буржуазного общества В начале XIX столетия еще продолжается борьба […]...
- Влияние творчества Пушкина на литературы братских народов В литературах многих братских народов (грузинского, армянского, татарского и многих-многих других) явственно ощущалось благотворное влияние пушкинского гения. Пребывание Пушкина на Украине (в 1820-1824 гг.) имело для него большое значение. Он много путешествовал, посещал Ека-теринослав, Каменку, Тульчин, Киев, Одессу, знал о крестьянских восстаниях, о военных поселениях, живо интересовался украинской культурой, народным творчеством. Именно на Украине Пушкин […]...
- Классики литературы Великобритании ХХ века С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы. В основном – эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских ( Диккенс ) и русских ( Тургенев ) традиций. С другой стороны, экспериментаторы – Джеймс Джойс – эксперимент формы, Дэвид Герберт Лоуренс – форма в норме, […]...
- Значение творчества Чехова для мировой литературы В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,- и что нередко близко подходит к трагедии”. Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и “Горе от ума”) получил название трагикомедии”. Трагическое и комическое […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Кого бы вы в своем классе, школе назвали интеллигентом? Считаете ли вы интеллигентом себя? Самый неутешительный вывод, который возникает после прочитанного, заключается в том, что интеллигентность, к сожалению, перестала быть модной в современном обществе, особенно в молодежной среде. Жизнь и в самом деле, казалось бы, учит нас совсем другим манерам самоутверждения. Конкуренция, накопление прибылей, на первый взгляд, вообще чужды любой чести и морали. А […]...
- Петербургский текст русской литературы Эта тема необычайно многообразна и может стать предметом отдельного исследования. В нашей же работе мы коснемся произведений только двух фотохудожников: Бориса Смелого и Дмитрия Кондрата. Трагическая двойственность, “диссонансность” петербургской культуры по-прежнему является основным контекстом творческих поисков. Различны методы преломления реальности. Различны и результаты. Однако и раньше, и теперь, художников завораживает, манит не только парадный и […]...
- Значение комедии “Горя от ума” для русской литературы Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на […]...
- Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ – стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. (полное название: “Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин”). П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, а апокрифическую версию, согласно которой Адам и Ева “вкусили плода виноградного”. Подобно тому как первые […]...
- Учебно-педагогический комплекс “Педколледж – детский сад” 129282, г. Москва, ул. Грекова, 3, корп. 1. Тел. 478 33 75, 478 38 98, 478 21 62. Проезд: ст. метро “Медведково”, выход из последнего вагона. Специальности на базе 9 классов (3 гю 10 мес.): преподавание в начальных классах с доп. специализациями: воспитатель в группе продленного дня, учитель начальных классов с правом обучения иностранному языку; […]...
- Корифей украинской литературы М. Старицкий М. П. Старицкий – один из корифеев украинской драматургии. Он оставил глубокий след в украинской культуре. Кроме драматических произведений, писал стихи и прозу, был выдающимся актером, талантливым режиссером, добросовестным общественным деятелем. Выходец из малоимущей помещичьей семьи, где в большом почете были журналы “Современник”, “Отечественные записки”, произведения русских и зарубежных писателей, “Кобзарь” Шевченко и сборника украинских […]...
- Б. С. Житков и его роль в становлении русской литературы Серьезные этические проблемы, глубоко драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б. С. Житкова, сыгравшего большую роль в становлении русской литературы. Борис Степанович Житков родился в семье преподавателя математики. В 1905 году, живя в Одессе, он принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института (1916). Б. С. Житков […]...
- Тема сочинения: Значение творчества Гоголя для русской литературы Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений – все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении принципов критического реализма, в развитии демократического общественного самосознания. Опираясь на творческие завоевания своих славных предшественников (Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина ), Гоголь […]...
- Общая характеристика литературы средневековья Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV – V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех ее западных провинций, которые были наиболее тесно средневековьяязаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, – […]...
- Понятие о драме как жанре литературы Драма (от греч. – Действие) – род литературы, один из трех, наряду с эпосом и лирикой. Основой драмы, как на это указывает начальная суть слова, является действие. В этом драма близка к эпосу: в обоих случаях объективное изображение жизни происходит через события, поступки, столкновения героев, борьбу, то есть через явления, которые составляют внешний мир. Но […]...
- Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы. Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно […]...
- Кого можно считать настоящим учителем Говорят, что лучший учитель – сама жизнь. Школьник Генюк боялся двойки по литературе. Он стал придумывать разные способы, чтобы предотвратить для себя такую неприятность. Он поймал младшего ученика Нестора, чтобы тот ему подсказывал, а раз даже приготовил патрон, так как учитель очень боялся выстрелов. Но случилось неожиданное. Выстрелы прозвучали за окном. Это фашисты расстреливали мужественных […]...