Из лирики вагантов
1. Когда спор послышится:
“Идите в мир бескрайний!”,
То монахи собираются,
Клирик1 спешит,
И левит2 о Библии
Здесь же забывает –
В орден3 все вливаются,
Что жизнь спасает.
2. Наш устав предписывает:
Взвесьте все тщательно!
В жизни ведите
Только безупречно!
Вам не подходит разбираться
С клириком ненасытным,
Что ни с кем не делится,
Что с нутром плохим.
3. Милосердие любим
И добрая дорогу;
Обицяем каждом
Нашу помощь.
Примем богатого
И человека убогую,
Ту, которую
Гонят от порога.
4. В ордене вагантському
Мы монаху рады,
Щедрому пресвитеру4
И его отраде,
Учителям и клирикам,
Школьников общине,
А больше всего – студенту
В хорошем наряде,
5. Швабы, саксы, мейсенци5,
Наши друзья чести
Что к нам собрались
Из городов и глуши,
Постановления слушайте
Наши безупречны:
“Сгиньте люди скнаристи,
Скупцы жадные!
6. В орден мы принимаем
Честных и лукавых,
Сильных, силы полных,
Немощных, хромых,
Истощенных старостью,
Молодых и резвых,
К Венери6 жадных
И к ней вялых.
7. Миролюбивых, кротких,
Буйных,
С Швабии, из Италии
И из стран славянских,
И маленьких карликов,
И людей гигантских,
Тихих, скромных натуре
И напыщенно-господских.
8. Орден открывает нам
Истину единую:
Здесь мы счастье найдем
И радостную час.
Нам милее в ордене
Есть буженину,
Чем ячменное варево
И сухую Скорины.
9. Орден наш семьей
Справедливо зовут состояния:
Ведь мы всех принимаем –
Из любого положения.
Еще раз провозгласим
Твердо, без обмана –
Всех у нас встречаем,
Как родню любимую!
10. Здесь нам запрещено
Прокидаться утром:
Всякая нечисть толпами
Бродит до рассвета
И обманные видения
Шлет нам без устанку –
Дурак пусть спрыгивает
С кровати до завтрака!
11. Здесь нам запрещено
Утреню7 служить –
Встав, лучше в тени
Завтраку употребить.
Вина мы предвкушаем
И птенцов сытных,
Одного лишь страшно нам –
Не проиграть бы клики!
12. Иметь две одежки
В ордене негоже:
Кто здесь одевается,
Словно некий вельможа,
Должен что-то проиграть нам
Это подтвердит каждый.
Лишнего же избавиться
Игра всем поможет.
13. Кто желает идти к нам,
Пусть себе запомните:
Дорожишь рубашкой –
Жертвуй-но штанами!
И не мечтай о сапоги,
Радуйся лаптями,
Потому отлучат тебя,
Как не согласен с нами!
1. Стану я духовного,
Злыдень вами,
Для страданий рожденный
Плетусь мирами.
2. Я ко всем премудростям
Стремился причаститься,
Только нищета пакостные
Не дали доучиться.
3. Одежда подирявлений
На мне, больным,
И в морозную денек я
Вплоть дрожу от стужи.
4. Поэтому до церкви божьей
Не хожу по праву:
Или в лохмотьях выстоишь
К концу службу?
5. Вам, городские правители,
Шлю свои мольбы:
Не жалейте бедном
Крошки подаяние.
6. Немножко вподибниться
Хорошему святому –
Укройте одежке
Бедного сером!
7. А за то, что сводили
Нищего одеть,
Бог воздаст сторицей
На Другого мира!
Схожі твори:
- Мои чувства лирики В. Симоненко Нелегко жилось честным и трудолюбивым людям, которых считали “счастливыми”. Именно об этом речь идет в стихотворении, которое так и называется – “Дума о счастье”. И рассказывается в нем в самом деле о счастливом человеке – колхозной доярке, хотя уже с первых строк ощущается, что живется ей не очень легко. Она вошла “мешковато” в сени – […]...
- Непревзойденная вершина женской лирики в России Марина Цветаева и Анна Ахматова Оборачиваться на эту вершину “нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед”. И, что существенно, – оборачиваться не только продолжательницам женской лирики – каждому настоящему поэту. Эволюционное развитие лирики Ахматовой и Цветаевой: от лирики любовной до лирики высокого звучания “Поэт – издалека заводит речь Поэта – далеко заводит речь…” Своего рода […]...
- Художественное своеобразие любовной лирики Пушкина. Роль прелестницы и возлюбленной в создании произведения Стихи Пушкина по форме легки и стремительны, а любовная лирика богата и своеобразна. Как только первые стихи Пушкина увидели свет, критика сразу заговорила о “чрезвычайной легкости и плавности” его стихов: “кажется, что они не стоили никакой работы”, “кажется, что они выливались у него сами собою”. Поэт первым создает свои любовные произведения вне жанра. Если раньше […]...
- Лирический герой ранней лирики Маяковского Прошедший XX век был веком колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственною болью”. Таким поэтом своего времени был Маяковский; с его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся […]...
- Жанры лирики Дельвига Жанры поэзии Дельвига отразили эту особенность его таланта. Наибольшие художественные достижения выпали ан долю идиллий, русских песен, а так же замечательных элегий, широко известных русскому обществу, и пленительных романсов, которые с удовольствием исполнялись в салонах и гостиных. Некоторые песни Дельвига положены на музыку Алябьева и Глинки. Жанровой диапазон в лирике Дельвига в целом ряде стихотворений, […]...
- Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Одним из мотивов его творчества является мотив родины – России. Кто не помнит его знаменитое стихотворение: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. […]...
- Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева Наверное, нет человека, который, прочитав хоть однажды стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом мире. Только Тютчев может уравнять “нежную улыбку увядания” со “стыдливостью […]...
- Народность лирики Сергея Есенина Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как никто другой, повлиял на русскую культуру. Он прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить. Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала […]...
- Мотивы лирики И. Франко В историю украинской литературы он вошел как лирик, прозаик, драматург, философ, публицист. Поэтическое же наследие его настолько разнообразно, что его трудно охватить краткой характеристикой. Лирика Франко – это проявление общественно-политических идеалов, оружие борьбы против врагов трудового народа, своеобразный мир, который отражал его личные переживания, философские размышления и мысли о судьбе трудящегося люда. Лирический герой Каменщика […]...
- Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов Пожалуй, нет у нас в стране такого человека, который бы не знал Владимира Высоцкого. Он вошел в отечественную литературу со своей неизменной гитарой и хрипотцой в голосе и оставил частицу своего творчества в душах миллионов людей. В Высоцком сосредоточилось огромное количество первобытной, языческой энергии. Его песни это не только литературный материал, но и фольклорный. Язык […]...
- Сочинение на тему: Мотивы лирики И. Франко Поэтическое творчество И. Франко – выдающееся явление в украинской литературе. Оно поражает как простором и глубиной изображения жизни и души народа, так и своей высокой идейностью и художественным совершенством. Простотой и глубиной своей поэзии Франко был близок к Шевченко. Как и великий Кобзарь, Каменщик говорил правду. “В песне то лишь живое, что жизнь дала”, – […]...
- Методика изучения лирики в школе <strong>Приемы анализа:</strong> очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского “Узника” в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т. е. они […]...
- Философские мотивы лирики Н. А. Заболоцкого Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода. В своем творчестве Заболоцкий обращается к природе в период вторжения в нее человека, когда человек возомнил себе, что растительный и […]...
- Герои и тематика лирики Н. А. Некрасова Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Некрасов стал создателем своей “литературной школы”, поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до […]...
- Основные темы и идеи лирики А. А. Фета В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два совершенно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который отвез мать поэта от его отца. […]...
- Средства поэтического языка лирики Лины Костенко Поэзии Лины Костенко о любви ценные, и как художественно завершенное чудо словесного искусства, и как произведения, наделенные способностью возрождать человеческие чувства. Тот, кто один раз попал к безграничному дивному миру лирики поэтессы, обречен каждый раз то ли погружаться в бушующее море страсти, то ли радоваться спокойным и рассудительным течениям вечной реки любви. И уже никогда […]...
- Какие основные мотивы лирики Лермонтова? М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […]...
- Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные Тенденции в развитии […]...
- Мотивы лирики Дельвига В античности поэт нашел свой романтический идеал гармонического общества и прекрасного, совершенного человека. В ней он увидел прообраз счастливого будущего человечества. Огромный интерес к поэзии Эллады, к ее мифам, легендам, духу ее народа появился у Дельвига еще в лицее. С тех пор и до последних дней короткой и небогатой внешними событиями жизни Дельвиг не изменил […]...
- Творческий анализ пушкинской лирики после 1825 года Восстание 14 декабря 1825 г. застало Пушкина в Михайловском. Весть о поражении декабристов, среди которых было много его друзей, глубоко поразила поэта. В его бумагах сохранился рисунок: виселица с пятью фигурками повешенных и рядом незаконченная фраза: “И я бы мог…” Новый царь – Николай I – решил освободить Пушкина из ссылки, рассчитывая привлечь его на […]...
- Извечные мотивы лирики Леси Украинки Молоденькая, слабенькая, болезненная Леся вышла на путь и “робко” запела. Но это “тихое пение” прозвучало громоголосым звоном, громкой вспышкой, звал к “отважных к бою”, вселял веру в то, что настанет вожделенная свобода, которая даст возможность человеку дышать полной грудью. В своем поэтическом творчестве поэтесса все время была в поисках идеала борца за счастье народное. Она […]...
- Рекомендации по изучению лирики по Лины Костенко Постановкой этой проблемы можно завершить изучение лирики Лины Костенко, не забывая при этом постоянно включать в разговор новые произведения поэтессы, которые наша великая современница подарит своим читателям в будущем. С того времени, когда “Маруся Чурай” впервые пришла к читателю, а это был год 1979, роман собрал многочисленную аудиторию искренних приверженцев творчества Лины Костенко. Теперь, уже […]...
- Влюбленный в красу слов (основные мотивы лирики М. Зерова) Современникам В истории украинской литературы приоткрываются все новые и новые имена интеллигентов – литераторов. настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен – имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследство Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, […]...
- Мое понимание пейзажной лирики Есенина Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек – часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в […]...
- “Я научилась просто, мудро жить…”. (Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой.) При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для […]...
- Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово “поэт”. Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта. Лирика Анны Ахматовой начального периода – это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов […]...
- Переводная литература: Бернс “ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ” Кто честной бедности своей – Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее. При всем при том. При всем притом, Пускай бедны мы с вами, Богатство – Штамп на золотом, А золотой – Мы сами! Мы хлеб едим и воду пьем, Мы укрываемся тряпьем И все такое прочее, А между […]...
- Сборник стихотворений Анри де Ренье (1864-1936) Приляг на отмели. Обеими руками Горсть русого песку, зажженного лучами. Возьми… и дай ему меж пальцев тихо стечь. Потом закрой глаза и долго слушай речь Журчащих вод морских и ветра трепет пленный, И ты почувствуешь, как тает постепенно Песок в твоих руках… и вот они пусты. Тогда, не раскрывая глаз, подумай, что и ты Лишь […]...
- С любовью к маме Я хочу написать о любви. О любви особой, которая у каждого человека, как жизнь, единственная и неповторимая. Она жила во мне еще до моего появления на свет, потому что ее в меня, еще не рожденного, вливала моя мама. Эта любовь помогла мне родиться, потому что меня мама ждала. Она росла во мне и со мной, […]...
- Сочинение на основе собственного опыта: Необычные цветы Когда почти всюду растаял снег, ребята стали бегать в школу напрямик, через лес ло узенькой тропинке. Так ближе. Еле заметная тропинка вилась между деревьями и кустами. Кое-где под густыми елками еще лежал снег. Вблизи не дотаявшего сугроба, у большого трухлявого пня, на высоких стебельках, покрытых мягкими волосками, красовалось сразу несколько розовых ярких цветов. “Какие яркие!”-обрадовалась […]...
- Чудеса в сказке Пушкина “О мертвой царевне и семи богатырях” Сказок без чудес не бывает. Это знают все. Стоит лишь раскрыть книгу – и сразу попадаешь в мир, где небо бороздят ковер-самолет и Баба-яга на метле, по дорогам мчатся сапоги-скороходы, а скатерть-самобранка сама накрывает на стол. Конечно же, не обошлось без чудес и в замечательной “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А. С. […]...
- Анализ стихотворения Роберта Бернса “Честная бедность” Шотландский поэт Роберт Бернс в своем стихотворении ” Честная бедность ” рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. В стихотворении противопоставлены бедные, но честные и богатые, но нечестные люди. Он утверждает, что богатство не означает, что его обладатель – […]...
- В каком доме я хочу жить Я хочу жить в большом двухэтажном доме с большими светлыми окнами, выходящими в сад. Хочу, чтобы в этом доме были просторные комнаты с высокими потолками. Пусть в этом доме у каждого будет своя комната. Еще мне хотелось бы, чтобы в нашем доме была комната-библиотека. Хочу, чтобы там были самые разные книги: собрания сочинений русской, украинской […]...
- Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина? Драма ” Гроза “, по словам Добролюбова, “есть самое решительное произведение Островского”, в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, “темного царства”. В драме происходит столкновение главной героини “русского сильного характера” с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина – главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная. Детство Катерины в доме ее родителей […]...
- Правда войны в киноповести А. Довженко “Украина в огне” “Украина в огне”… Когда читаешь, становится зыбко от тех преступлений, которые творили немцы на нашей земле, становится страшно от того зла, которое делали сами украинцы, предавая себя и свою Родину. Но все это – нескрываемая правда войны, нескрываемая правда истории украинского народа. И написать эту историю так всесторонне, так достоверно мог только настоящий мастер. Имя […]...
- Размышление над стихотворением Бернса “Честная бедность” В стихотворении знаменитого шотландского поэта Роберта Бернса говорится о том, что бедность не является человеческим пороком. Бедный – это не значит плохой. Так же, как и богатство не означает, что его обладатель – это хороший человек. Если ты беден, но честен, то стыдиться нечего. А тот человек, который стыдится, “трусливый раб и прочее”. Богатство, считает […]...
- Моральные ценности наших предков (по драме И. Кочерги “Ярослав Мудрый) Драматическую поэму “Ярослав Мудрый” Кочерга начал еще тогда, когда возвращался из эвакуации. Проездил он теми местами, которые едва лишь освободили из под фашистского сапога. Его глаз не минул руин и пожарищ, бедствий людей. Из первых уст он слышал о преступлениях немцев, про мужество и отвагу солдат нашей армии, об их стремлении жить на освобожденной земле. […]...
- О музейной смотрительнице из кн. “Пушкиногорье” (Гейченко) Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского простая крестьянская женщина Александра Федоровна Федорова; она действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у нее никакой специальной подготовки. Она и грамоту-то узнала под старость, когда поступила работать в заповедник. Она тогда поняла, что служить в доме Пушкина и быть неграмотной – нельзя, что хранить пушкинский дом – […]...
- Роман “Евгений Онегин” А. Пушкина – “энциклопедия русской жизни” Русский литературный критик В. Белинский метко назвал роман ” Евгений Онегин ” энциклопедией русской жизни. Почему именно этот роман? Ведь энциклопедия – это собрание справочных материалов. Настолько ли здесь много здесь описаний жизни России XIX века, что роман можно назвать энциклопедией? Да, в этом может убедиться каждый, кто хотя бы раз прочитал эти пушкинские строки. […]...
- Трагедия влюбленного сердца в лирической драме И. Франко “Увядшие листья” Невозможно остаться спокойным, прочитав хоть однажды неповторимые стихи из сборника “Увядшие листья”. Сколько здесь страстной любви, которая будто поднимает Франко к небу, сколько жгучей боли и печали от того, что у девушки “сердечко – колючий терновник”! А какая красота открывается в пейзажной лирике поэта! Передо мною как будто появляется другое лицо И. Франко – не […]...