Идейное содержание романа “Анна Каренина”
Действие романа развертывается на широком и сложном социальном фоне. Перед нами проходят самые разнообразные слон русского общества 70-х годов: и титулованная аристократия (княжеские и графские фамилии Щербацких, Облонских, Вронских, Серпуховских, Тзерских и пр.), и высшая дворянско-чиновничья бюрократия (Каренин, Стремоз), и разночинная интеллигенция (доктор, адвокат, художник Михайлов, нигилист Крицкий и др.). и капиталисты (Болгаринов, Мальтус, Рябинин), и крестьяне, и слуги.
В центре внимания автора стоит дворянское общество. Как изображается
Толстой – великий реалист. Показывая быт своего класса, он видит и его недостатки, подходит к нему критически, а иногда даже сатирически. Критическая струя в романе обусловлена, несомненно, идейно-тематическим замыслом произведения: противопоставлением морально здоровой поместной патриархальной среды пустому и развращенному светскому обществу.
Центральный образ романа – Анна Каренина, представительница великосветского общества 70х годов, жена крупного петербургского сановника.
Толстой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Но Анну выделяет из ряда великосветских
Встреча с Вронским словно пробудила Анну. Пожертвовав для Вронского мужем, сыном, блестящим общественным положением, Анна и от Вронского требовала этого. Вот почему, видя постепенное охлаждение Вронского, она естественно приходит к мысли о смерти. “Я хочу любви, а ее нет,- думает Анна.- Стало быть, все кончено”. Ту же мысль, что для нее все кончено, Анна выражает другими словами: “Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?” И Анна бросается под поезд.
Анна Каренина – замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. Но трагизм ее положения и судьбы было бы неправильно объяснять только непосредственностью ее натуры. Он лежит глубже – в условиях той социальной среды, которая обрекла женщину ка общественное презрение и одиночество.
Алексей Вронский – второй из главных героев романа. Это – один из наиболее блестящих представителей великосветских кругов России своего времени. “Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем – очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый… он и образован, и очень умен” – так характеризует Вронского Стива Облонский.
Граф Вронский ведет образ жизни, типичный для молодого, обеспеченного аристократа. Он служит в одном из гвардейских полков, тратит сорок пять тысяч рублей в год, очень любим товарищами и во всем разделяет взгляды и привычки своей аристократической среды.
Полюбив Анну, Вронский понял, как дурно жил он прежде, понял, что он обязан изменить обычный уклад своей жизни. Жертвуя честолюбием и свободой, он выходит в отставку, расстается с привычкой светской средой и начинает искать новые формы жизни. Моральная перестройка Вронского, однако, так и не призела его к выходу, который дал бы ему полнее жизненное спокойствие и удовлетворение. Потрясенный самоубийством Анны и внутренне опустошенный, он сам начинает искать смерти и уезжает добровольцем на войну в Сербию.
Таким образом, конфликт с социальной средой, в который Врокский оказался косвенно замешанным, связав свою судьбу с Анной, и его привел к жизненной катастрофе.
Алексей Александрович Каренин, муж Анны,- один из “столпов” высшего дворянского общества, представитель сановной бюрократии столицы.
Идеал Левина – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убежден в спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путем “опрощения” воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности (часть 3я, глава XII). Мечты об опрощении Левин, конечно, не осуществляет. Он так и остается барином, пытаясь в условиях дворянско-усадебного быта найти формы деятельности, которые упрочили бы экономику его хозяйства и в то же время дали ему нравственное удовлетворение.
Левин энергично берется за организацию хозяйства, вырабатывая целую программу экономического сотрудничества барина и крестьянина. Классовая ограниченность мешает ему понять, что на пути к его сближению с крестьянской массой стоит одно чрезвычайно важное препятствие – социальное неравенство. Левин подменяет социальную проблему, стоявшую перед ним, проблемой моральной. “Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват” говорит он.
В романе исключительно полно изображается внутренняя жизнь Левина! Так как рационализаторская деятельность помещика переплетается у него с поисками личного счастья, то перед нами проходит и история любви Левина. Левин находит свой идеал. Семья, мирные хозяйственные занятия, новая вера, осветившая ему “смысл жизни”,- вот что делает героя романа вполне счастливым и уравновешенным. Он получает то “радостное, общее с мужиками знание, которое одно дает спокойствие души”.