Идейное содержание романа “Анна Каренина”

Действие романа развертывается на широком и сложном социальном фоне. Перед нами проходят самые разнообразные слон русского общества 70-х годов: и титулованная аристократия (княжеские и графские фамилии Щербацких, Облонских, Вронских, Серпуховских, Тзерских и пр.), и высшая дворянско-чиновничья бюрократия (Каренин, Стремоз), и разночинная интеллигенция (доктор, адвокат, художник Михайлов, нигилист Крицкий и др.). и капиталисты (Болгаринов, Мальтус, Рябинин), и крестьяне, и слуги.

В центре внимания автора стоит дворянское общество. Как изображается

оно в романе?

Толстой – великий реалист. Показывая быт своего класса, он видит и его недостатки, подходит к нему критически, а иногда даже сатирически. Критическая струя в романе обусловлена, несомненно, идейно-тематическим замыслом произведения: противопоставлением морально здоровой поместной патриархальной среды пустому и развращенному светскому обществу.

Центральный образ романа – Анна Каренина, представительница великосветского общества 70х годов, жена крупного петербургского сановника.

Толстой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Но Анну выделяет из ряда великосветских

женщин не столько ее внешность, сколько сложность и своеобразие ее душевного облика. Не удивительно, что в душе ее должна была проснуться неудовлетворенность пустой светской жизнью. К тому же она была равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному.

Встреча с Вронским словно пробудила Анну. Пожертвовав для Вронского мужем, сыном, блестящим общественным положением, Анна и от Вронского требовала этого. Вот почему, видя постепенное охлаждение Вронского, она естественно приходит к мысли о смерти. “Я хочу любви, а ее нет,- думает Анна.- Стало быть, все кончено”. Ту же мысль, что для нее все кончено, Анна выражает другими словами: “Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?” И Анна бросается под поезд.

Анна Каренина – замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. Но трагизм ее положения и судьбы было бы неправильно объяснять только непосредственностью ее натуры. Он лежит глубже – в условиях той социальной среды, которая обрекла женщину ка общественное презрение и одиночество.

Алексей Вронский – второй из главных героев романа. Это – один из наиболее блестящих представителей великосветских кругов России своего времени. “Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем – очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый… он и образован, и очень умен” – так характеризует Вронского Стива Облонский.

Граф Вронский ведет образ жизни, типичный для молодого, обеспеченного аристократа. Он служит в одном из гвардейских полков, тратит сорок пять тысяч рублей в год, очень любим товарищами и во всем разделяет взгляды и привычки своей аристократической среды.

Полюбив Анну, Вронский понял, как дурно жил он прежде, понял, что он обязан изменить обычный уклад своей жизни. Жертвуя честолюбием и свободой, он выходит в отставку, расстается с привычкой светской средой и начинает искать новые формы жизни. Моральная перестройка Вронского, однако, так и не призела его к выходу, который дал бы ему полнее жизненное спокойствие и удовлетворение. Потрясенный самоубийством Анны и внутренне опустошенный, он сам начинает искать смерти и уезжает добровольцем на войну в Сербию.

Таким образом, конфликт с социальной средой, в который Врокский оказался косвенно замешанным, связав свою судьбу с Анной, и его привел к жизненной катастрофе.

Алексей Александрович Каренин, муж Анны,- один из “столпов” высшего дворянского общества, представитель сановной бюрократии столицы.

Идеал Левина – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убежден в спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путем “опрощения” воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности (часть 3я, глава XII). Мечты об опрощении Левин, конечно, не осуществляет. Он так и остается барином, пытаясь в условиях дворянско-усадебного быта найти формы деятельности, которые упрочили бы экономику его хозяйства и в то же время дали ему нравственное удовлетворение.

Левин энергично берется за организацию хозяйства, вырабатывая целую программу экономического сотрудничества барина и крестьянина. Классовая ограниченность мешает ему понять, что на пути к его сближению с крестьянской массой стоит одно чрезвычайно важное препятствие – социальное неравенство. Левин подменяет социальную проблему, стоявшую перед ним, проблемой моральной. “Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват” говорит он.

В романе исключительно полно изображается внутренняя жизнь Левина! Так как рационализаторская деятельность помещика переплетается у него с поисками личного счастья, то перед нами проходит и история любви Левина. Левин находит свой идеал. Семья, мирные хозяйственные занятия, новая вера, осветившая ему “смысл жизни”,- вот что делает героя романа вполне счастливым и уравновешенным. Он получает то “радостное, общее с мужиками знание, которое одно дает спокойствие души”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Идейное содержание романа “Анна Каренина”