Греческие романы в новой литературе
ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ – переводная повесть, широко распространенная в древнерусской письменности. Она известна в огромном числе переводов и переработок более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Наиболее устойчиво мнение об индийском происхождении П. и о том, что в основу ее будто бы положена легендарная биография Будды, приобретшая в переработке христианизированный облик. По другой, возможно, более верной гипотезе, П. создана в Центральной Азии. Вероятно, с грузинской версии П., был сделан ее греческий перевод, а с него –
Сюжет П. таков: у индийского царя Авенира рождается долгожданный сын Иоасаф, которому звездочеты предсказывают будущее христианского подвижника. Царь-идолопоклонник поселяет сына в изолированном от внешнего мира дворце, чтобы он не мог узнать ни о христианстве, ни о трагических сторонах жизни – болезни и смерти, ибо грустные думы могут, по мнению отца, возбудить у Иоасафа интерес к религии. Но христианин-пустынник Варлаам проникает во дворец под видом купца и приобщает Иоасафа к христианской вере. Преодолев яростное противоборство отца,
Особое место в сюжете П. занимают нравоучительные притчи, с помощью которых Варлаам раскрывает своему юному слушателю нравственные заветы христианства. Особое распространение в древнерусской письменности приобрела “Притча о единороге”. В ней рассказывается, как человек, убегая от диковинного зверя-единорога, падает в ров. Ему удается уцепиться за ветви растущего на краю рва дерева. Корни дерева беспрестанно грызут две мыши – черная и белая, а падения дерева, вместе с находящимся на нем человеком, ожидает На дне дракон. Но человек тем не менее с наслаждением вкушает капающий с листьев сладкий мед. Далее следует разъяснение аллегории: единорог – смерть, ров – наш мир, дерево – жизненный путь: его постоянно укорачивают две мыши – день и ночь, Дракон – “чрево ада”, капающий мед – радости жизни. Притча осуждает людей, которые, думая лишь о земных радостях, забывают о неизбежной смерти и спасении души.
Древнеславянские переводы П. имели широкое распространение на Руси, притчи из нее вошли в состав Пролога. Сохранились многочисленные изображения сюжетов П. на фресках, иконах, книжных миниатюрах. В XVII в. П. послужила основой сюжета одной из первых пьес русского театра.
Изд.: Повесть о Варлааме и Иоасафе (отрывки) / Подг. текста, перевод и комм. И. Н. Лебедевой//ПЛДР: XII век.-М„ 1980.-С. 196-225; Повесть о Варлааме и Иоасафе / Подг. текста, исслед. и комм. И. Н. Лебедевой.- Л., 1984.
И. Н. Лебедева
Схожі твори:
- Средневековые рыцарские романы о Троянской войне по русским рукописям СКАЗАНИЯ О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. В древнерусской литературе существовало несколько переводных повестей и романов на сюжеты знаменитого Троянского эпоса. В средневековой Европе этот эпос был известен не по поэмам Гомера и его продолжателей – греческих авторов VII-VI вв до н. э., а по псевдоисторическим романам мнимых участников Троянской войны – грека Диктиса и троянца Дареса, получившим […]...
- Образ Наташи Ростовой особый тип новой женщины В 60-е годы Чернышевский в образе Веры Павловны (“Что делать?”) дает особый тип новой женщины, ставит проблему женского равноправия, эмансипации женщины. Толстой, полемически заостряя свой роман против демократической идеологии разночинцев, противопоставляет образу новой женщины Чернышевского образ Наташи, воплощающей толстовский идеал женщины. Образ Наташи дан в динамике ее духовного роста. Вначале перед нами тринадцатилетняя девочка, “черноглазая, […]...
- Поворот Блока к новой тематике. “Фабрика” Читателям и поклонникам “Стихов о Прекрасной Даме” неожиданными и странными могли казаться строки о фабрике, о рабочих, об эксплуатации. Однако стихотворение “Фабрика” не было случайным для творчества Блока. Оно явилось одним из первых признаков поворота к новой тематике, к новому восприятию действительности и этим эпитет “черный” вызывает представление о мрачной, темной, зловещей силе. В рукописном […]...
- Первые романы Фуэнтеса Родился в г. Панама в семье дипломата. На протяжении 1944-1950 гг. учился в Мехико и Женеве, потом работал в мексиканском столичном университете, министерстве иностранных дел, ООН, в 1975-1977 гг. был послом Мексики в Париже, занимался журналистикой, много путешествовал по разным странам света. С литературными произведениями начал выступать с середины 50-х гг. В 1954 г. был […]...
- Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды Артур – реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола (символ равенства). За круглым столом король оказывался […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Рассказы и романы Томаса Вулфа Видное место в литературе США 30-х годов принадлежит Томасу Вулфу (1900-1938), который также родился и вырос на юге США. Ему тоже присуща глубокая симпатия к народу. Рассказы и романы Вулфа “Обернись к дому, ангел” (1929), “О времени и о реке” (1935), посмертно изданные “Паутина и скала” (1939) и “Тебе не вернуться домой” (1940) носят в […]...
- Античная лирика и отражение ее мотивов в русской литературе В 7 в. до н. э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого народа. Название “лирика” – греческое, происходит от названия струнного инструмента “лира” и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры, как это видно в песнях Алкея, […]...
- Почему мне нравятся приключенческие романы Дюма Неумирающую традицию остросюжетного приключенческого повествования создал во Франции Александр Дюма (1802-1870), один из ярких представителей романтической школы. Начав свой путь в 1820-х годах, он участвует в борьбе молодых романтиков во главе с Виктором Гюго против Академии – цитадели косного аристократического классицизма. Антимонархическая драма “Генрих III и его двор” (1829) принесла ему первый успех. В 1850 […]...
- Романы о Средневековье и о возникновении национальных монархий (“Айвенго”, “Квентин Дорвард”) Вальтер Скотт использует опыт “антикварного” и приключенческого романа ХVШ века, театр Шекспира, фольклор – в первую очередь жанр баллады. Если в ХVШ веке человеческая природа рассматривалась как единая во все времена, а изменения во внешней жизни – только как не имеющая большого значения “одежда” для этой природы, то в романтизме возникает новая концепция истории и […]...
- Характеристика модернизма в литературе Слово модернизм означает новый. Литература все время меняется, развивается. Никогда реально существующая литература не бывает однолинейной. В середине 19 века романтизм был очень потеснен реализмом, который занял ведущее положение. В новациях в конце 40-х – н.50-х появляются произведения, с которыми связано представление о модернизме как об особом направлении. Если классицизм, романтизм и реализм – длинные […]...
- Фацеции Переводная новелла в русской литературе ФАЦЕЦИИ (от лат. facetia – насмешка, острота) – сборник коротких анекдотов, комических рассказов, переведенный на русский язык в конце 1679 г. В науке принято латинское название сборника, в русских рукописях он называется “Повести смехотворны…”. В русскую литературу Ф. пришли через Польшу. Польский сборник “Фацеции, или Жарты польские” был составлен около 1570 г. на основе различных […]...
- Священное Писание в украинской литературе Библия – это уникальная книга Божьих откровений, которая передавалась в течение многих веков от одного поколения к другому. Это собрание книг, написанных пророками в разные годы, вдохновляло многих художников на создание шедевров в искусстве. Хобби Библией не обошло и классиков украинской литературы, хотя в течение многих десятилетий советские исследователи старательно доказывали мысль о воинствующий атеизм […]...
- Роман в мировой литературе 19 века Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
- Тема войны в русской литературе (“Донские рассказы” М. А. Шолохова) Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это […]...
- О баснях в русской литературе В самом деле, распространение условного названия “басни и сказки” отражало совмещение в сборниках самых разных произведений, просто не подходивших ни под одно из жанровых понятий классицизма. Под одной рубрикой с басней печатались бытовые сценки, анекдоты, “были”, эпиграммы без конкретного адреса и литературные сатиры с адресом, объединенные лишь стиховой формой. При этом те из них, которые […]...
- Сатирическая поэма в украинской литературе “Сон” Украина – это Шевченко, Шевченко – это Украина. Верного сына Украины никогда не оставляла тоска по родному краю, который он любил страстно и нежно, постоянно думал о нем, рвался к нему всей душой. И вот в мае 1843 года осуществилась давняя мечта Шевченко – он едет на Украину, где не был почти пятнадцать лет. Воспоминания […]...
- Маринистское течение в итальянской литературе Маринизм – литературное течение в Италии 17 в., связанное с именем Джамбаттисты Марино. Оно представляло собой гедонистическое, галантно-эротическое крыло барокко, для которого было характерно отсутствие больших нравственных и национальных идеалов. Нередко маринисты в своих стихах прославляли того или иного политического деятеля, однако в целом политическая тематика, и прежде всего тематика национально-освободительная, оставалась маринизму чужда. Социальной […]...
- Люди чести и долга в современной отечественной литературе Честь, долг эти нравственные категории, бесспорно, очень важны в жизни людей. Для многих героев произведений писателей-классиков честь и долг слова, наполненные глубоким смыслом. Петр Гринев, Пьер Безухов наделены бесстрашием, чувством справедливости и долга, ответственностью, добротой. Проходит время, меняется все вокруг. Долг и честь остаются либо необходимыми человеку, либо нет. Двадцатый век Ч эпоха войн и […]...
- Цитаты к теме о литературе и юморе Смехом исправляют характер. О. Бальзак Великие платят за искусство жизнью, маленькие – зарабатывают им на жизнь. Эмиль Кроткий Литература не подчиняется законам тления. Она одна не признает смерти. Г. Салтыков-Щедрин Можно было бы найти сотни доказательств того, что поэзия невозможна, если бы не то, что она существует. Ю. Лотман Ораторами становятся, поэтами рождаются. Гораций Где […]...
- Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ ЦАРЬГРАДА ФРЯГАМИ. В 1204 г. во время четвертого крестового похода крестоносцы, предводительствуемые итальянским князем Бонифацием Монферратским (откуда и название П.: итальянцев в Древней Руси именовали фрягами), захватили, разграбили и разрушили столицу Византии – Константинополь (в древнерусских источниках-Царьград). Описание этих событий и составляет содержание П., старший список которой входит в состав Новгородской I […]...
- Сатирические традиции Салтыкова-Щедрина в русской литературе Салтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы. Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. Но справедливому наблюдению академика А. С. Бушмина, “если к гоголевскому юмору приложима формула “смех сквозь слезы”, то более соответствующей щедринскому юмору будет формула “смех сквозь презрение и негодование”. Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, беспощадный […]...
- Тема подвига и самопожертвования в русской литературе Подвиг, самопожертвование могут восприниматься писателями по-разному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни, но и в семейно-бытовом, социальном, философском плане. Тема героического нашла широкое отражение в отечественной литературе. Особенно ярко она проявилась в произведениях, посвященных военной теме: ” Бородино ” Лермонтова, ” Василий Теркин ” Твардовского и др. Л. Н. Толстой впервые […]...
- Экзаменационное сочинение по украинской литературе: Женские образы в романе Афанасия Мирного Афанасий Мирный чиновничьей Полтаве был известен как добросовестный служащий губернских учреждений Афанасий Яковлевич Рудченко, а для украинского народа он стал любимым писателем, защитником прав обездоленного люда. Эпические художественные образы Афанасия Мирного, его социально-психологические романы ознаменовали собой целую эпоху в развитии украинской прозы. Писатель отобразил в своих произведениях правдивую картину общественной жизни на Украине, реалистически нарисовал […]...
- Понятие “деревенская проза” в русской литературе В течение многих столетий Россия была по преимуществу страной крестьянской. Еще в 1897 г, городское население составляло всего-навсего 12,7% от общего числа российских граждан. Тогда думать и говорить о народе всегда означало думать и говорить о крестьянстве. Какие бы нравственные, эстетические, философские, а позднее и экологические проблемы ни поднимались русскими художниками, они чаще всего соотносились […]...
- Проза в русской литературе второй половины XIX века В первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во многом предопределив тенденции развития русской литературы. В 30-е годы быстро развиваются ^такие жанры, как роман и повесть. В статье “О русской повести и повестях г. […]...
- Единство интересов личности и общества в американской литературе Попытка Дос Пассоса выработать особый стиль эпического повествования при многих его. интересных находках оказалась неудачной в силу не только механистичности. его литературного эксперимента, но главным образом в силу механистичности взгляда на жизнь. Справедливо усматривая зависимость личности от общества, Дос Пассос не верил в возможность” достижения единства интересов личности и общества, не верил в успех протеста […]...
- Сочинение по русской литературе по думе “Побег трех братьев из Азова” Турецкая неволя-каторга своей печальной славой была известна на весь мир. Невольники не только проклинали землю турецкую, веру басурманскую, но и часто убегали из каторги “на тихие воды, на ясные звезды, в край веселый, в мир крещеный…”. Побег всегда был связан с огромной опасностью. Так, трем братьям, бежавшим из Азова, которые пробирались открытыми степями, оврагами, надо […]...
- Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова “Улетающий Монахов” Сам Андрей Битов назвал свое произведение “роман-пунктир”. В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунктира служат его “романы”, то есть – любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью героини. Но нас интересуют черты героя, потомственного интеллигента, его путь, исследуемый автором, сначала – от института, […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. “Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая”. Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...
- Реформация в литературе Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах. Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Духовную жизнь того времени определяла […]...
- Сочинение по литературе по рассказу Бориса Гринченко “Олеся” Когда-то давно, еще в XIII веке, как заразная чума, летели монголо-татарские полчища из раскаленной солнцем Азии на прекрасный и богатый наш край. Свой путь захватчики освещали страшными пожарами, покрывали трупами невинных людей. Рассказ Бориса Гринченко “Олеся” переносит нас в то далекое и неспокойное время, когда украинский народ боролся против монголо-татарского нашествия. Героиня рассказа Олеся – […]...
- Устный экзамен по литературе: основные положения Билеты устного экзамена по литературе состоят из двух вопросов по литературе и предложения для разбора по русскому языку. Темы первых вопросов билета даются по русской литературе от “Слова о полку Игореве” до творчества А. П. Чехова. Вторые вопросы билетов включают материал литературы XX века. Кроме того объема знаний, который необходим для сдачи письменного экзамена по […]...
- Переказ сцени “Сеанс чорної магії” в романы “Майстер і Маргарита” “Майстер і Маргарита” – Одне із самих популярних і одночасно самих складних добутків літератури XX століття. Проблематика роману гранично широка: письменник замислюється як над вічними, так і над актуальними питаннями, що хвилюють сучасне суспільство. Теми роману нерозривно зв’язані один з одним, світ ірреальний “проростає” крізь щоденність, стають можливими чудеса; дії Сатани і його свиті підривають […]...
- История литературы: Русские переводы иностранных книг Плодотворной Оказалась деятельность “Собрания, старающегося о переводе иностранных книг” (1768-1783), учрежденного по указу Екатерины. Древнегреческих и французских писателей сотрудники “Собрания” переводили непосредственно с оригинала, что заметно сказалось на качестве перевода. Некоторые книги, выпущенные для взрослых, попадали к юным читателям. Одновременно Появлялись и переводные издания, предназначенные специально для детей. Чаще всего это были книги учебного характера. […]...
- Романтизм в русской литературе в начале XIX века Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
- Акмеизм на рубеже XIX и XX веков в русской литературе Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время. Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: от солидного, насчитывающего несколько поколений и несколько десятков лет символизма до еще только нарождающегося имажинизма, от пропагандирующего “мужественно твердый […]...
- Отечественная война 1812 года в русской литературе Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников […]...
- Одна из вечных тем в литературе в творчестве В. Маяковского Одна из вечных тем в литературе – тема любви – проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”, – считал поэт. Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием […]...
- Экзистенциализм и его место во французской литературе середины XX века Идейная проблематика и особенности ее отражения в произведениях экзистенциалистов. Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю. […]...