Гоголевская пьеса “Ревизор” на сценах театров мира
Споры вокруг наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, пестрота оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма до сюрреализма и экзистенциализма),- красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает также вопрос об особенностях гоголевского реализма.
Творчество Гоголя – важнейший этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Гоголь стоит у истоков натуральной школы, обозначившей
В современном литературоведении существуют понятия о пушкинском и – отличном от него – гоголевском периодах развития литературы. Характерные особенности обоих периодов проявились уже на рубеже 30-40-х годов, когда со всей определенностью очертился новый художественный этап, названный впоследствии гоголевским. Немалая роль в анализе этого явления принадлежит В. Г. Белинскому, хотя он в статьях 30-х годов склонен был недооценивать последний период творчества Пушкина. Достаточно сослаться на обзорную статью “О русской повести и повестях г. Гоголя”, в которой критик обошел вниманием пушкинские “Повести Белкина” и “Пиковую даму”. В центре обзора – первые три сборника молодого Гоголя, объявляемого лидером современной ему литературы. И только в критических работах 40-х годов Белинский приходит к объективной оценке вклада Пушкина в развитие реализма и тем самым пересматривает свои более ранние суждения. Но идея сама по себе укоренилась и продолжала жить.
В Никарагуа поставил эту комедию Гоголя театр имени Рубена Дарио. Это единственный театр в стране. “Два года назад,-рассказывает режиссер и директор труппы Лусеро Милан,- мы прочитали ” Ревизора ” Гоголя. Пьеса нам очень понравилась удивительно ярко выписанными характерами персонажей, диалогами, идеей, а главное – ее остро современным звучанием. Стоит поменять фамилии, костюмы, время и место действия – и можно представить, что, все произошло в Никарагуа”. : Час и сорок минут шел спектакль. Простые никарагуанцы с интересом следили за событиями, чисто по-латиноамерикански реагировали на реплики. А когда герои комедии застыли в немой сцене, раздался гром аплодисментов. “Мы поняли, что к классике можно и нужно обращаться,- говорил Л. Милан,- что она имеет огромное воспитательное значение для нашего народа, близка и понятна ему”.
Совершенно определенно высказался по этому поводу советский литературовед Г. А. Гуковский: “Когда говорили о пушкинском периоде, имели в виду главным образом 1820-е годы, тем более, что пушкинское творчество 30-х годов было недостаточно представлено в печати, попросту недостаточно известно как читателям, так и критикам. Да, в сущности, так оно и было: поскольку в 20-е годы именно Пушкин осуществлял движение русской литературы вперед, это и был по преимуществу пушкинский период. И хотя Пушкин органически вошел и в новый период, отметивший 30-е годы, период более демократический, “социальный” и разрушительный, все же этот период оказался связанным с образами новых богов, открыто, почти дерзко его выражавших, с образами Гоголя и Лермонтова – прежде всего, конечно, Гоголя” .