Герой “Записок из подполья” Ф. М. Достоевского
Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в “углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди – “испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?”.
Герой бунтует против открытых современной наукой законов природы, “каменная
В 24 года, еще служа, он как-то забрел в трактир, где случайно заслонил дорогу офицеру. Тот молча передвинул “низенького и истощенного” человека на другое место. Несколько лет герой стремился отомстить за пренебрежение и успокоился, лишь толкнув “обидчика” в плечо на Невском.
“Деспот в душе”, он не способен к дружбе, стремясь к полновластному господству над людьми и обстоятельствами, наподобие автора литературного произведения. Но “действительность” не подчиняется законам литературы. Стыдясь самого себя и понимая, что “подполье” есть “нравственное растление”, герой не может преодолеть страх перед “живой жизнью”.
Несмотря на генетическую связь с Голядкиным (“Двойник”) и Мечтателем (“Белые ночи”), это новый тип героя Достоевского, человек с “разорванным сознанием”, чьи черты впоследствии так или иначе воплотились в образах Раскольникова, Ставрогина, Аркадия Долгорукого, Версилова, Карамазовых и др. “Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону”, – писал Достоевский.
Схожі твори:
- “Записки из подполья” Достоевского в кратком изложении Герой “подполья”, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет “в углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и […]...
- Сочинение по произведению Достоевского “Записки из подполья” Мысли и настроения Достоевского отчетливо отразились в его “Записках из подполья” (864), открыто противопоставленных философским взглядам Чернышевского и его роману “Что делать?”. Материализм Чернышевского, его веру в разум человека, в грядущее торжество социализма Достоевский отвергает, будучи убежденным, что сухие “логарифмы” не в состоянии исправить человеческую натуру с ее изначальной двойственностью, “темным” началом, странным наслаждением от […]...
- Краткое изложение Записки из подполья Ф. М. Достоевский Записки из подполья Герой “подполья”, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет “в углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Кроме того, […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный”. Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Бедные люди” Он только что переехал в “капитальный” дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с “гнилым, остро-услащенным запахом”, в котором “чижики так и мрут”. В том же дворе Макар Девушкин снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот” В романе ” Идиот ” Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. “Главная мысль романа, – писал Достоевский, – изобразить положительно прекрасного человека”. Перечисляя лучшие образцы мировой литературы, на которые он ориентировался, Достоевский говорит, что единственное “положительно прекрасное лицо” для него Христос. И еще Дон […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Подросток” Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, “детские грустные годы” провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, “сознал, что я… лакей” и начал в мечтах “пересоздавать жизнь на иной лад”. Образ пушкинского Барона, […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Игрок” Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской “бабушки”: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением. Неожиданно приехавшая “бабушка” проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается “без […]...
- Человек – герой пьесы Андреева “Жизнь человека” “Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого: о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, […]...
- Эстетическое единство “Записок охотника” Тургенева Эстетическое единство тургеневского цикла почувствовала даже царская цензура. Успех “Записок охотника” заставил ее обращать более пристальное внимание на публикацию очерковых сборников. По выходе в свет первого отдельного издания “Записок…” цензурный комитет объявил специальное предостережение цензорам: Так как статьи, которые первоначально не представляли ничего противного цензурным правилам, могут иногда получить, в соединении и сближении, направление предосудительное […]...
- Закон внутреннего единства “Записок охотника” Законы внутреннего единства “Записок охотника” можно обнаружить и в периодичности сменяющих друг друга тематических мотивов книги. Здесь композиция цикла во многом аналогична приемам построения музыкального произведения. ” Записки охотника ” открываются двумя тематическими фразами, каждая из которых включает в себя три рассказа. Вначале идут вариации на тему народного характера (рассказы “Хорь и Ка-линыч”, “Ермолай и […]...
- Судьбы “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В своем романе ” Преступление и наказание ” Ф. М. Достоевский поднимает тему “униженных и оскорбленных”, тему маленького человека. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью. Писатель изображает гнетущую обстановку безысходнодной жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Бедные люди” Редко Кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман “Бедные люди” (1846), восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей “натуральной школы”. Вместе с тем роман отражал и некоторые существенные изменения, которые происходили в художественной системе этого литературного течения. На смену преимущественно […]...
- Гипертрофированное сознание героев Достоевского Своих персонажей Достоевский изображает в этих двух крайностях: “роковом для нас круговороте судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения” и в жажде восстановления душевной гармонии, “самосохранения и покаяния”, и в этих двух процессах душевное состояние дается в крайне заостренной степени. Об этой особенности Достоевского – художника и мыслителя писал Андрей Белый: “А ведь несомненно: для Достоевского […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Чем определяется гуманизм Достоевского Само существо человеческой личности – в последней своей основе есть то таинственное начало, которое Достоевский в одном из набросков к “Братьям Карамазовым” называет “чудом свободы”. Это есть по истине “узкий путь”, со всех сторон окруженный безднами греха, безумия и зла. По-видимому, Достоевский держался даже мнения, что духовное просветление, обретение даров благодати без опыта греха и […]...
- Повествование романа “Преступление и наказание” Достоевского ” Преступление и наказание ” Достоевского, как и большинство работ автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование романа неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя его вникать в скрупулезные психологические изыскания автора. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. В это время многие чувствовали себя разочарованными, […]...
- Преступление против Человека у Достоевского и Лескова Преступление против Человека. Одна общая идея объединяет Преступление и наказание Достоевского и Леди Макбет Мценского уезда Лескова. Это нравственная проблема, проблема отношения человека к человеку, проблема преступить через человека. Соня говорит Раскольникову: Встань. Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все […]...
- Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он ( Раскольников ) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Униженные и оскорбленные” Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – “Униженные и оскорбленные” (1886), должно было напомнить читателям о “Бедных людях”. Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования “маленьких людей”, униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная […]...
- Место Петербурга у Достоевского Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался “самым Фантастическим городом с самой фантастической историей”, “самым отвлеченным И умышленным городом на всем земном шаре”. Об этом сказано в “Зимних Заметках о летних впечатлениях” (1863) и в “Записках из подполья” (1864). Как это было у Гоголя, фантастика и “умышленность” Петербурга, так остро Почувствованные Достоевским, […]...
- Советы по изучению “Записок охотника” Тургенева В изучении “Записок охотника” давно сложились свои устойчивые традиции. Когда мы говорим об антикрепостническом содержании книги, то вспоминаем рассказ “Бурмистр”, рассуждая же о поэтической ее стихии, останавливаемся на “Певцах”, “Бежине луге”, “Свидании”. Конечно, в книге Тургенева есть несравненные обличительные и уникальные поэтические страницы. Но – не теряется ли при таком постраничном изучении истинный ее масштаб, […]...
- Краткое изложение Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн Толстой Л. Н. Толстой Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн События происходят в июле, в Люцерне, одном из самых романтических городов Швейцарии. Путешественников всех наций, и в особенности англичан, в Люцерне – бездна. Под их вкусы подгоняется город: старые дома сломали, на месте старого моста сделали прямую, как палка, набережную. Может быть, что эти набережные, и […]...
- В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского “Идиот”? В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить “вполне прекрасного человека”. В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного – это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что “на свете есть […]...
- Писатель Андрей Платонов и его герой Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне. А. […]...
- Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: “Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в “Бесах”: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи – все […]...
- План сочинения – Многообразие тематики Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План. I Раскрыть тайну бога и человека. II “Корчи совести” 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема веры в Христа. 7. Тема эгоизма и альтруизма. 8. Тема самообмана. 9. Тема Наполеона. 10. Тема судьбы человечества. III “Найди в человеке человека. Вариант вступления. […]...
- Внутренняя духовность человека в романах Толстого и Достоевского Толстой и Достоевский сближаются в своем понимании многослойное психологии человеческой личности, причем ее внутренним ядром, как уже говорилось выше, они считали свободную духовность, которая проявляется как внутренний голос совести. Именно поэтому нравственные побуждения часто остаются на уровне ощущения или чувства и смысл духовной эволюции героев-персонажей сводится к осознанию внутреннего содержания как своей жизненной программы. Внутренняя […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Бесы” Роман “Бесы” принадлежит к числу наиболее сложных и спорных произведений Достоевского. В романе, несомненно, отражены реальные проблемы русской жизни 70-х годов, но дают себя знать и памфлетность, прямая недоброжелательность к русскому революционному движению. После того как стало известно чудовищное преступление группы анархиста С. Г. Нечаева, убившей одного из своих соратников, заподозренного в измене, Достоевский с […]...
- Тема сочинения: Художественный мир Достоевского Художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание писателя к кризисным моментам в жизни общества, в судьбах людей. Его произведения строятся на изображении постоянных конфликтов, борьбы, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически. Конфликты, споры, полемика отражаются и во […]...
- Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание ” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Соня – своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной […]...
- Романические циклы “Атеизм” и ” Житие великого грешника” Достоевского В данной работе мы ограничимся лишь кратким экскурсом, отметив, что, безусловно, задумав романические циклы “Атеизм” и ” Житие великого грешника”, из которых впоследствии складывается общий замысел “Братьев Карамазовых”, Достоевский не мог не обратиться в разрешении вечных вопросов к опыту основополагающей книги христианского мировоззрения – к Библии. Концепция понимания человека и его жизни в романе суть […]...
- Сочинение по роману Достоевского “Идиот” В конце 60-х – начале 70-х годов происходит кристаллизация противоречий в мировоззрении и творчестве Достоевского. Усиливается враждебность к идеям материализма, к революционному движению и одновременно ненависть к деградирующему дворянству и капиталистическому миру. В новых произведениях писателя центральное место занимает показ кризиса буржуазного индивидуалистического сознания, всеобщего разложения, отчуждения и раздвоенности, своеволия личности. Вместе с тем Достоевский […]...
- Герой драмы Г. Ибсена “Доктор Стокман” Стокман курортный врач, отец троих детей. Стокман один из самых цельных героев Ибсена при всей очевидной гротескности образа и даже комичности. Он – герой не только в драматургическом, но и в моральном смысле. Неважно, что в результате его мужественного поступка в общественном сознании курортного городка, живущего за счет отдыхающих, мало что переменилось. Существенно другое – […]...
- Замысел романа Достоевского “Преступление и наказание” Замысел “Преступления и наказания” возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений, характерных для русской действительности середины 60-х годов. Рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, смещение нравственных норм, “шаткость в понятиях”, эгоцентризм и анархическое своеволие буржуазных дельцов и крайняя беспомощность “униженных и оскорбленных”, способных только к стихийному и индивидуалистическому бунту,- все эти […]...
- Мерила правды и разума в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать в нем судьбу современного ему маленького человека, образ которого сохранился в итоге под именем Семена […]...
- Герои произведений Байрона на примере стихотворения “Ты кончил жизни путь, герой!” Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик в сердцах передовых людей того времени. В своих произведениях Байрон изображал искателей правды и справедливости. Поэт восставал против власти, которая подавляла личность, а воспевал мужество и величие человеческого духа. Герои произведений Байрона – люди с большой […]...
- Персонажи романа Достоевского “Братья Карамазовы” Центральный персонаж романа Достоевского ” Братья Карамазовы ” (1878-1880), помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень “кара”, что на тюркско-татарских языках означает “черный” (по мнению исследователей, Достоевский познакомился с тюркско-татарскими словами в Сибири). В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в […]...
- Герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного” Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, “с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в […]...