Интерпретация Александра Левина

Лучшие стихи Тимура Кибирова написаны в 1986-1988 гг. Воздух в эти годы буквально трещал от разлитой в нем энергии. Некая прекрасная и могущественная сила подхватила нас, вознесла на гребень творческой волны – и ушла. “Сантименты” Кибирова позволяют наглядно проследить, кдк все это происходило.

Первый раздел книги – “Лирико-дидактические поэмы” (1986) – это пока только приступ, нащупывание своего пути. Кибиров идет вслед за Михаилом Сухотиным, в “былинно”-пародийном ключе трактуя персонажей советского культурного пантеона.

У него же подхватывает поэт и популярный в те годы прием использования видоизмененных и переосмысленных цитат.

Но уже в поэме “Лесная школа” и некоторых стихотворениях второго раздела (“Рождественская песнь квартиранта”, 1986) сквозь все концептуалистские, сатирически-обличительные и центонные игры прорывается ностальгическая, лирическая, рыдающая нотка. Это и был истинный голос поэта Кибирова, обретавший все большую силу и выразительность и достигший предельной завершенности в книгах “Сквозь прощальные слезы” (1987) и “Три послания” (1987-1988). Происходит вот что: интонация берет верх

над смыслом, и из-под конструктивного нанизывания цитат мощно выпирают “жалость и стыд”. Чистая эмоция (которая и есть музыка) берет верх над пародией. Вот этот-то смех сквозь прощальные слезы и стал самым значительным достижением Тимура Кибирова.

Кибиров смеется и плачет одновременно – над собой и над страной, в которой живет, над всеми нами, живущими рядом. Стихи этого периода необыкновенно энергичны, упруги, автора тащит могучая сила солнечного ветра, нескончаемого вдохновения.

В “Стихах о любви” (1988) напор начинает ослабевать. В последующих же книгах это стало очевидно. Паруса обвисли, тексты стали рыхлыми, “длинными”, описательными. Вдобавок Кибирову как будто отказало чувство юмора, способность к рефлексии. Пошли косяком самоповторы, чистые, практически без примеси “своего”, стилизации: русский XVIII век, Державин, XIX век, Пушкин…

Под Пушкина стилизована поэма “Сортиры” (1991), написанная октавами, как “Домик в Коломне”. Но нет здесь ни пушкинской легкости, ни озорства, одни потуги на то и другое.

Видимо, какую-то свою шахту Кибиров выработал до конца. Придется рыть новую.

См.: Левин А. О влиянии солнечной активности на современную русскую поэзию: Тимур Кибиров. Сантименты: Восемь книг. – Белгород: Риск, 1994.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Интерпретация Александра Левина