Героиня “восточной повести” Лермонтова “Демон”
Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, – “неба” и “земли”. Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Тамару и история их любви завершается смертью героини.
В отличие от фантастического героя Тамара предстает
В характеристике Тамары важен мотив “детской” незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Т., перевернувшая судьбу
Услышав песню Т., Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере “с начала мира”, именно с тех пор ему “имя сладкое звучало”.
Семантика “сладкого” имени Т.- финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В “Демоне” “юг” выявляется в любовной страсти Т. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора “пожар любви” раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, т. к. оно выходит за пределы материального и видимого. Т. испытывает “невыразимое смятенье”, мучается “неотразимой мечтой”, ее душа “рвет свои оковы”.
Имя героини позволяет сопоставить отношения Демона и Т. с сюжетом лирического стихотворения “На севере диком”, в котором сосне “снится” прекрасная пальма. Стихотворение представляет классическую для поэзии романтизма модель, в которой противоположности разведены во времени и пространстве, но стремятся друг к другу для воплощения целого (абсолюта). На одном полюсе в этой модели – холод, север, угрюмость, глубина знания, одиночество, страдание; на другом – юг, тепло, солнечный свет, яркость красок, доверчивость и ясность.
“Восточная повесть” завершается картиной смерти Т. Она в гробу “как пери спящая мила”, цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Т.- она сродни. закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Т. Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью.
Что же касается психологического аспекта образа Т., то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Т., ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и – более того – неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Т., терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Эта тема в дальнейшем станет центральной в творчестве Ф. М. Достоевского.