Чувство обязательства живых перед павшими в лирике А. Т. Твардовского
“Я убит подо Ржевом” – стихотворение написано от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения – единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого” и его волнует, равно как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру – наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы. В стихотворении “Дорога
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он?
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…” – лаконичное
Схожі твори:
- Чувство обязательства живых перед погибшими в лирике А. Т. Твардовского Основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “…Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”. “Я убит подо Ржевом” – стихотворение написано от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения […]...
- ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, – писал поэт. “Я убит подо Ржевом” – […]...
- Любовь – великое чувство (по лирике Тютчева) Стихотворение “Последняя любовь”, написанное в “денисьевский период”, принадлежит к числу шедевров русской лирики. Это стихотворение проникнуто желанием остановить “чудное мгновенье”. Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года […]...
- Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой давности и нетленного искусства. Это было общей чертой поэзии Серебряного века, но […]...
- Тема униженного обездоленного человека в лирике А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь […]...
- Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – дар жизни. ” Я помню чудное мгновенье ” – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн. Стихотворение начинается с […]...
- Трагические черты города в ранней лирике Маяковского Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города-убийцы, города-неволи, город-развратник. Город (“Утро”, “Из улицы в улицу” и др.) выявляет суть жизни – смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему его миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием-вызовом “А вы могли бы? […]...
- Философские вопросы бытия в лирике С. А. Есенина В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между […]...
- В чем Некрасов видит свой долг перед народом и какие задачи ставит перед искусством своего времени? Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не силу его поэтического слова, красоту изобразительных средств, новаторство в тематике поэзии… Между тем Некрасов стал первым поэтом, “лиру посвятившим народу своему”, проникнувшимся народным духом. Творивший […]...
- Тема любви в лирике А. Блока Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и П. Верлен, Ф. Тютчев и А. Фет. В чем же своеобразие любовной лирики А. Блока? В литературу начала XX века А. Блок входит как поэт “туманной” любви, неземной и возвышенной. […]...
- Литературный успех Твардовского Сочинение, пожалуй, надо начинать с “Уборщицы” – первого “городского” стихотворения. Появилось оно в газете “Красноармейская правда” 12 апреля 1928 года. История его такова. В конце одного из регулярно проводившихся литературных вечеров при газете “Юный товарищ” пришла уборщица тетя Ксеня. Эта женщина знала на память стихи покойного мужа – поэта Сергея Страдного, была очень исполнительна и […]...
- Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матеры У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В. Распутина. Не случайно в повести “Прощание с Матерой” легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей […]...
- Окружающий мир в лирике М. Ю. Лермонтова Окружающий мир воспринимается и оценивается лирическим героем Лермонтова сквозь призму собственного духовного опыта. Он затрагивает героя не самим своим существованием, но постольку, поскольку определяет нечто важное в его духовном бытии. Напряженная духовная жизнь героя заставляет его поначалу предполагать и в окружающих столь же интенсивные духовные поиски. Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Гражданская тема в лирике Лермонтова И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В. одном и том же народе за каких-нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын. “Раковый корпус” После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской […]...
- Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них ощущается полная гармония поэта со всем миром, то позже происходит значительная переоценка красоты и романтического восприятия жизни. И на смену маленьким царствам и чудесам приходит “омут злого и вязкого”. Столкнувшись с суровой действительностью, […]...
- Самое очаровательное чувство – любовь Это чувство снова и снова доказывает, что без него жизнь теряет смысл. Любовь изменяет человека, в его душе будто расцветает волшебный цветок, который своим тонким ароматом заполняет каждую клетку; любовь дарит человеку радость, гармонию – именно таким есть идеальное представление об этом чувстве. Существует ли такая любовь? Каждый ли человек встретит ее на своем пути? […]...
- Дети и война в поэзии Твардовского Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”, – напишет он в одном из своих очерков. И сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречал он на дорогах войны! Детей, потерявших матерей, матерей, оплакивающих погибших на их глазах детей… В 1937-1938 годах Твардовский много занимался переводами, немало переводил из Тараса Шевченко. Один […]...
- В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова? Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год “Жалобы турка” поэт […]...
- “І перед нею помолюсь, мов перед образом святим тієї матері святої…” Життя нашого народу в середині XІX століття було тяжким, бо більша частина українців була покріпачена. А доля жінки в кріпосницькому суспільстві була справді трагічною. Слабка від природи, вона працювала і на панському, і на власному полі, мусила коритися і панові, і чоловікові, який часом міг зірвати на ній злість, яку накопичив за багато підневільних років. […]...
- Образ личности поэта в лирике В. Маяковского Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […]...
- Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского) Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными выступлениями по городам страны, работает в […]...
- Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти” За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом […]...
- “Перед тобой синеют без границы” (по творчеству А. А. Блока) Поэтические традиции XX века зеркально отразились в лирике А. Блока. Он “заимствовал” образы, идеи у любимых им поэтов-классиков – у Пушкина, Лермонтова. А. А. Блок, бесспорно, – первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота – […]...
- Как написать сочинение по лирике Василия Симоненко Наши с вами тропы снова и снова приводят нас к любви. Однако, согласитесь, ее путями идти приятнее. А теперь познакомьтесь с Василием Симоненко. Недолгим был жизненный путь этого человека, но осталась его замечательное наследие – стихи. Родился Василий Симоненко в 1935 году в крестьянской семье на Полтавщине. Однако в этой семье не ломился стол от […]...
- Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего Горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о “всемирной отзывчивости” поэта, умевшего чувствовать […]...
- Первые стихи и заметки Твардовского Появляться в печати заметки начали с 1925 года. Авторитет юноши возрос. “Это делало меня, – вспоминает он в автобиографии, – рядового сельского комсомольца, в глазах моих сверстников и вообще окрестных жителей лицом значительным”. К молодому селькору стали обращаться с просьбами написать о неполадках, приходили с жалобами на несправедливость начальства. А вскоре появилось и первое стихотворение […]...
- Импрессионизм в лирике А. А. Фета Импрессионизм воздействует на человеческие чувства. Основа чувств – впечатления. Впечатление – от слова печать, некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Например, люди часто испытывают антипатию к определенным именам. Предположим, не нравится имя Маша. Может быть, в пятилетнем возрасте какая-то Маша отобрала конфету. Может быть, Маши у Пушкина, говорящие по-французски, вечно влюбленные, не вызывают симпатии. Только […]...
- Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь – целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни миру природы. Все здесь взаимосвязано и одинаково […]...
- Главная радость жизни в поэтике Твардовского Молодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что дальше будет все труднее, “как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей трудной молодости”, но человек обязан […]...
- Искренность чувств в лирике Василия Симоненко Настоящего поэта рождают гнев и любовь. Гнев и любовь родили Василия Симоненко. Большой, праведный гнев против унижения человека, уничтожения его человеческого достоинства. Поэтому, возможно, центральной в творчестве поэта считается патриотичная тема – любви к Украине, ее народу, вера в светлое будущее, где будут вечно жить радость и любовь. Лирическое слово Василия Симоненко – настоящее ценное […]...
- Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении “Пирующие студенты” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения: […]...
- Стихи Твардовского о Сибири Необозримы просторы Сибири. “Сибирь! И лег и встал – и снова – вдоль полотна пути Сибирь”. Так уж исторически сложилось, что испокон веков эта сторона России до обидного мало знала людей, “кому б была землей родимой!” И в слагавшихся веками “сибирских” песнях народ пел о том же: И в старых песнях не устал Взывать с […]...
- Социальные мотивы в лирике А. Блока Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших поэтов в истории русской лирики – было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивым, тревожным, пронизанным ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарований в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущий восстановления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о […]...
- Цикл стихотворений Твардовского военных лет Среди высоко патриотических произведений о войне особое место занимает стихотворение Александра Трифоновича Твардовского “Я убит подо Ржевом”. Его полезно прочитать в классе целиком и отвести анализу больше времени. Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. “Я убит подо Ржевом” полный неизбывной скорби рассказ от […]...
- Традиции Сапфо в любовной лирике Катулла Одна из важнейших тем в лирике Катулла – любовная. Прпежде всего это стихи о любви к Лессбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями и без определенного порядка, но, по существу, могли бы составить законченный цикл. Псевдоним, избранный Катуллом для своей любимой, должен напомнить о Сапфо. И действительно, цикл как бы открывается как […]...
- Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам – не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия “серебряного века”, а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта. Но и […]...
- Я сразу смазал карту будня (По лирике В. В. Маяковского) Каким тонким и чувствующим сердцем надо обладать, чтоб остановиться у лошади, поскользнувшейся на зимнем подъеме Кузнецкого, и заплакать вместе с животным! Какой наблюдательностью надо обладать, чтоб в свечении звезд увидеть горящие жемчужины, а скрипку уподобить собственной невесте! Или “сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб”! Маяковский не вошел в поэзию, а ворвался, как смерч. Необычно, талантливо, […]...
- Лирический герой в лирике Лермонтова Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует […]...
- События на финском фронте и их влияние на творчество Твардовского Месяцы суровой зимы на финском фронте в какой-то мере предварили впечатления Великой Отечественной войны. Там же в снегах Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Отечественную, ставшего как бы вторым “я” поэта, – Василия Теркина. В наше время почти невозможно встретить человека, который не читал или не слышал по радио “Василия Теркина”. Но немногим, должно […]...