Человек и природа в лирике Афанасия Фета

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море”). Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные

ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Самый счастливый миг для него – ощущение полного слияния с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. Цветение сердца – символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического “двоемирия”.

Человек начинает

говорить на прекрасном языке природы: Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо. Обращениям к природе в лирике Фета нет конца: Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес. Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы “сладко вздохнуть”. “Шепот, робкое дыханье…” Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. “Музыка любви”.

Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета – “роза” и “соловей”. “Пурпур розы” в финале переходит в торжествующую “зарю”. Это символ света любви, восхода новой жизни – высшее выражение душевного подъема. В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад…” соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) – самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.

Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Стихотворение можно сравнить с пушкинским ” Я помню чудное мгновенье…”. Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: “И много лет прошло томительных и скучных”. Последние четыре строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения.

У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Человек и природа в лирике Афанасия Фета