Царь Салтан герой сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”
Царь Салтан герой сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди” (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные “султанские” богатства. С.- царь идеальный, олицетворение мечты русского народа,
Царство С.- вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, “к исходу сентября” у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. “бьется долго
Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же – семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. “Царь для радости такой” всех прощает и его, конечно, “уложили спать вполпьяна”.
На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова (соч. 1900).
Схожі твори:
- Сказки и жизнь (за произведением В. Симоненко “Царь Плакса и Лоскотон”) Василий Симоненко родился в 1935 году в селе Биивцах на Полтавщине в крестьянской семье. И еще с детства был очарованный сказками своей бабушки. Конечно, сказки обожествляют все – взрослые или дети. Так как именно они вселяют в наши души дыхания чар и магии, ощущение, что добро всегда побеждает зло. Сказки живут рядом с нашими мечтами, […]...
- Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказке о царе Салтане СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ Опера в четырех актах с прологом Либретто В. И. Бельского Действующие лица: Царь Салтан Царица Милитриса Ткачиха, средняя сестра Повариха, старшая сестра Сватья баба Бабариха Царевич Гвидон Царевна Лебедь-птица Старый дед Гонец Скоморох Бас Сопрано Меццо сопрано […]...
- Краткое изложение Сказка о царе Берендее В. А. Жуковский Сказка о царе Берендее Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик […]...
- “Сказка о царе Берендее” Жуковского в кратком изложении Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик – […]...
- Детские сказки. Сказка понятие обобщающее Ершов Петр Павлович – известный писатель (1815 – 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Печатал стихотворения в “Библиотеке для Чтения” Сенковского и в “Современнике” Плетнева. Известность доставила Ершову сказка “Конек – Горбунок”, написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. “Библиотеки для Чтения” 1834 […]...
- Герой сказки братьев Гримм “Храбрый портняжка” из сборника “Детские и семейные сказки” Храбрый портняжка характерный сказочный персонаж, благодаря своей находчивости и сопутствующей удаче получающий в награду все блага мира, королевство и королевскую дочку. В изложении братьев Гримм сюжет носит иронически-пародийную окраску. Убив семь мух, посягнувших на принесенное ему варенье, Храбрый портняжка смастерил себе пояс и вышил большими буквами: “Побил семерых одним махом”. А дальше все происходит, как […]...
- Цахес – герой сказки Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по прозвонию Циннобер” Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить, Ц. пугал окружающих своей внешностью. Его паучьи ножки, голова, ушедшая в плечи, нарост на спине, похожий на тыкву, в сочетании с отвратительным характером вызывали не жалость, а скорее отвращение. Добрая фея пожалела Ц. и подарила […]...
- Сочинение размышление: Сказка источник мудрости У каждого народа на земле есть свои сказки. Издавна они имели большое значение для людей. Ведь сказки – это не просто забавные или поучительные, страшные или печальные выдуманные истории. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление человека о мире и своем народе, о добре и зле, справедливости […]...
- Герой сказки Х. К. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик” Герой сказки Х. К. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик” (1838), символ несгибаемого мужества и упорства. Его судьба описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире, где в сложном единстве сосуществуют люди, звери и игрушки. Он – один из двадцати пяти игрушечных солдатиков, “родных братьев по матери – старой оловянной […]...
- Софокл “Царь Эдип”. Краткое изложение Софокл (497 – 408 гг.) происходил из афинского предместья Колоны, был современником и горячим почитателем Перикла. Софокла называют Гомером греческой драматургии, желая этим сказать, что Софокл так же полно и ярко отражает “золотой век” Перикла, как Гомер запечатлел в своем эпосе жизнь, нравы и представления эпической Греции. Во всех произведениях Софокла чувствуется такое же сознание […]...
- Герой повести-сказки Л. И. Лагина “Старик Хотгабыч” Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб из породы тех могучих чародеев, фантастических существ, которым поклонялись еще в доисламской арабской мифологии, которые оживали на страницах волшебных сказок “Тысячи и одной ночи”. В ярости этот дух может любого превратить в осла, в бездомную собаку, покрытую коростой, в мерзкую жабу. Такого всемогущего джинна спас из “страшного заточения” самый обыкновенный советский […]...
- Герой повести-сказки Д. Родари “Приключения Чиполлино” Образ Чиполлино в большой степени новый вариант Пиноккио, прославленного героя К. Коллоди. Он такой же непосредственный, трогательный, добродушный, непоседливый, но при этом совсем не капризный, ничуть не своевольный и гораздо менее доверчивый. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда выступает защитником слабых. Чиполлино выглядит почти совсем так, как и все мальчишки. […]...
- Герой сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Маленький принц ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает писатель, в XX в. сделались дети. Они живут “по велению сердца”, а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они “не находят того, что ищут”. А […]...
- Герой поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор […]...
- Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы Сказки – это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в силу этого прибегает к вымыслу, традиц формы которого складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом нар жизни, которые стали входить в оборот […]...
- Герой сказки Лоренцини “Приключения Пиноккио” Есть у этой книги и второе название – “История деревянного человечка”. И действительно, ее героем является деревянная озорная марионетка, ставшая прообразом нашего Буратино. Еще до появления на свет, будучи обыкновенным с виду поленом, П. умудрился доставить немало неприятностей тем, кто пытался иметь с ним дело. Он настолько напугал столяра мастера Антонио, что обычно красный кончик […]...
- Антитеза мечты и реальности в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становится реальной, и оказывается, что мы “из мрака” только грезим о песнях “светлой жизни”. Именно, с такой ситуацией сталкиваются герои из произведений Александра Сергеевича Пушкина ” Евгений Онегин ” и Михаила Юрьевича Лермонтова ” Герой нашего времени “. Мы видим, что Онегин и […]...
- Сказка понятие обобщающее Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П. П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. “Среди […]...
- Сочинение на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П. П. Ершов еще будучи гимназистом […]...
- Сказки А. Н. Толстого “Память детства” Сказки “Память детства” часто помогала А. Н. Толстому в общении его с читателем-ребенком, в разработке фантастических, сказочных сюжетов. Он начал печататься в детских журналах “Тропинка”, “Галчонок” с 1903 года, еовдавая сказки для маленьких, разные по сюжетам и в различной творческой манере. Некоторые из них пронизаны романтическими мотивами; там действуют русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек. […]...
- Сочинение по сказкам А. С. Пушкина Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют […]...
- Героиня сказки Х. К. Андерсена “Русалочка” Истоки сюжета – в фольклорной теме любви русалки к человеку (например, Мелюзина в кельтской мифологии). Этой теме было посвящено несколько стихотворных произведений Андерсена. Русалочка одна из шести дочерей овдовевшего морского царя, конечно, самая младшая, как и положено героине андерсеновской сказки: самая маленькая и слабая. По достижении 15-летнего возраста сестры-русалки получали разрешение подняться наверх, на берег, […]...
- Герой романа А. С. Пушкина “Дубровский” Владимир Андреевич Дубровский офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кириловну Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Дубровский демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: […]...
- Герой поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” Алеко прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко […]...
- Герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного” Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, “с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в […]...
- Краткое изложение Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями Шарль Перро Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями Ослиная шкура Стихотворная сказка начинается с описания счастливой жизни блистательного короля, его прекрасной и верной жены и их прелестной малютки-дочери. Жили они в великолепном дворце, в богатой и цветущей стране. В королевской конюшне рядом с резвыми скакунами “откормленный осел развесил мирно […]...
- Русские народные сказки Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же […]...
- Краткое изложение Царь-рыба В. П. Астафьев В. П. Астафьев Царь-рыба Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются […]...
- Краткое изложение Царь Эдип Софокл Софокл Царь Эдип Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел. В городе Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: “Если ты родишь […]...
- Литературные сказки из народа (о творчестве братьев Гримм) Братья Вильгельм (1786-1859) и Якоб Гримм (1785-1863) решили поддержать немецкую культуру, “дать молодежи и народу здоровую поживу, от которой никто не откажется” – они записывали народные немецкие сказки из уст разных рассказчиков – чиновников, крестьян, дворян, подготовили и издали несколько сборников народных сказок. Братья Гримм были немецкими учеными, филологами, которые исследовали фольклор и изучали язык […]...
- Сказка “Три медведя” Л. Н. Толстого Сказка “Три медведя” была написана Толстым в 1872 году для “Новой азбуки”. Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются сразу же, с первых фраз: “Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, […]...
- “Царь-рыба” Астафьева в кратком изложении Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые […]...
- Японские народные сказки Японские народные сказки обладают особой грустной лиричностью. Традиционные жанры сказок: волшебные, бытовые, о животных, все они необычайно поэтичны, колоритны и образны. В большинстве случаев ситуации жизненные, отображающие быт простых людей – крестьян и ремесленников. Например, сказка “Брат и сестра” (сб. “Земляника под снегом”), сюжет которой мог бы стать и сюжетом рассказа, если бы не волшебные […]...
- Изложение трагедии Софокла “Царь Эдип” Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел. В городе Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: “Если ты родишь сына, то погибнешь […]...
- Потешки и Народные сказки Пестушки незаметно переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные “Ладушки” и “Сорока”), В этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя: Этому не дала: Зачем дров не колол, Воды не носил? Этот […]...
- Герой трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. большой популярностью (самая известная среди них – “Тарар” на либретто П. Бомарше). Замысел этой “маленькой трагедии” возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации, […]...
- Сказка и миф в романе Г. Гарсиа Маркеса “Сто лет одиночества” В романе Габриеля Гарсиа Маркеса “Сто лет одиночества” есть два стилеобразующих начала: ирония и сказка. Давайте более подробно остановимся на втором. Животворные воды сказки омывают историческую твердь романа. Они приносят с собой поэзию. Сказка просачивается в жизнь семейства Бу-эндиа. В романе постоянно встречаются и сказочные сюжеты, и сказочно-поэтические образы, ассоциации. Во всемогущем Джеке Брауйе просвечивает […]...
- Волшебные сказки Шарля Перро Переводные сказки народов зарубежных стран знакомят ребенка с миром, не похожим на тот, который привычно воспроизводят русские сказки с их тридевятым царством, тридесятым государством, с Бабой Ятой, Кощеем бессмертным, лисой, колобком, курочкой-рябой. Вместе с тем подобно нашим сказкам, сказки зарубежных стран воссоздают мир хотя и вымышленный, но в основе своей действительный. К числу лучших образцов […]...
- “Царь Федор Иоаннович” Толстого в кратком изложении В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Димитрия, просят царя вступить в новый брак. Головин намекает Шуйскому на возможность поставить Димитрия вместо Федора, но получает […]...
- Краткое изложение Царь Борис А. К. Толстой А. К. Толстой Царь Борис В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать Годунова принять власть, и лишь угроза отлучения от церкви его к тому принудила. Борис возвращается из собора, собираясь принимать послов. Воейков сообщает о победе над […]...