Анализ повестей Герцена “Сорока-воровка” и “Доктор Крупов”

В конце 40-х годов на страницах журнала “Современник” были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман “Кто виноват?”. В основу повести “Сорока-воровка” был положен действительный случай, сообщенный писателю великим русским актером М. С. Щепкиным. Рассказ о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы стал обобщением большой художественной силы. В споре со славянофильскими и западническими взглядами относительно роли и положения русской женщины (этой полемике

посвящено вступление к повести) Герцен выражал демократическую уверенность в творческих силах народа.

В характере крепостной крестьянки Герцен, как и другие участники “натуральной школы” и прежде всего Некрасов, подчеркивает возможность самостоятельного умственного развития, незаурядные способности к художественному творчеству, что совершенно несовместимо с ее рабским положением. Повесть, сочетающая публицистическое и художественное начала (что вообще характерно для писательской манеры Герцена), представляет своеобразный “рассказ в рассказе”. Такая композиция позволяла включить конкретный

жизненный случай в общий контекст идейных споров 40-х годов о народе, положении женщины, судьбах русского искусства, в конечном счете – о крепостничестве, губящем все лучшее, светлое и талантливое в русском народе.

Повесть “Доктор Крупов” (1847), по форме являющаяся отрывками из автобиографических записок врача-материалиста, является блестящим сатирическим памфлетом, направленным не только против самодержавно-крепостнического строя России, но и против буржуазных отношений в Западной Европе, вообще против всей истории эксплуататорского общества. Наблюдения над отдельными людьми постепенно приводят доктора Крупова к выводу о повальном безумии всего человечества. Элементы гротеска усиливали мысль автора, придавая ей характер сатирически заостренного, но реалистического в основе своей повествования. В дальнейшем развитии русской литературы подобные приемы сатирической типизации были использованы Салтыковым-Щедриным.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анализ повестей Герцена “Сорока-воровка” и “Доктор Крупов”