Женские образы в романе Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полны?”

Роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?” стал выдающимся событием в литературе XIX столетия. С большим мастерством автор изображает картины крестьянской жизни в пореформенный период. Эта жизнь без украшений, с печалями и радостью. Со страниц романа возникают образы крестьян. Среди них и женские образы, будто живые сходят со страниц романа. Более всего мне нравится Галя, “полевая царица”, как ласково называет ее Чипка. Да и самому автору по душе ее “веселые глаза”, улыбающееся “свежее молодое личико”. Вырастили,

взлелеяли ее родители, ни в чем не было отказа. Поэтому и веселая, и бодрая Галя, поэтому, как красные яблоки, налились у нее щечки. Но что на самом деле творится у нее в душе, нравятся ли ей разбойничьи гульбища в родном доме, радуется ли она, встречая чужие, вражеские воровские лица?

Нет, это не по душе умной, любознательной девушке, поэтому, встретив Чипку, старается отвернуть его с этого пути то угрозой, то лаской. Она любит Чипку, и любовь ее верная, чистая, но не соглашается выйти за него замуж, если он не бросит воровскую жизнь. Галя “лечила” Чипку своей любовью, своей верой. Мотря: “Как ты вошла к нам,

то праведное солнце вступило в дом, словно нам глаза ослепила, мир украсила розовыми цветами”. Трудолюбивая, веселая, всему дала она порядок, “где только рука ее притрагивалась или где глаз смотрел, – все то с хмурого, печального прояснялось, будто улыбалось”. Галя полюбила мать Чипки Мотрю, так как для нее Чипкина мать много значит. Сошлась Галя близко и с Христей, которая о ней говорит: “Уж что богатая и красивая, а радушная и вежливая к каждому”. Пришлась по душе она Христе, и вот она уже ее кума. Вот здесь раскрывается новая Галя. Галя, которая до исступления любит детей, хоть и не своих. Говорит она: “Как будет ребенок, то я, кажется, съем или задавлю его, целуя и лаская”. Галя – это образ честной, чуткой, веселой и кроткой женщины. Все идет хорошо, но изменился Чипка, встал на скользкий путь, помрачнела Галя, всеми силами старается помочь Чипке, вернуть его к предыдущей жизни и мольбами, и уговорами, угрозами. Самая разбойничья дочь, она не хочет мириться с воровской жизнью Чипки, так как ее нежной натуре противны зло, ограбления, убийства. Поэтому трагически и заканчивает Галя свою жизнь: узнав, что Чипку забрали в полицию за убийство и грабежи, она повесилась. Не снесла ее честная душа гибели всех надежд и ожиданий на счастливую жизнь с любимым. Не “стало” возлюбленного, сменились его правдивые слова на разбойничьи действия – не стало и Гали.

Очень рельефно выходит из-под пера Афанасия Мирного и образ Мотри Жуковны, потом Варениченко. Когда вступил в брак с ней Варениченко, была она бедной, некрасивой девушкой. Бедность засела в доме Мотри, которая жила у соседей вдвоем со старой матерью. Только бракосочетание и принесло облегчение. Оказалась Мотря и трудолюбивой, и хозяйственной: “Как вступила Мотря в свой дом, то словно снова на мир родилась”. Прихорашивает его, прибирает; “чисто кругом – любо глянуть”. Но недолгим было ее счастье, так как осталась она сама, да еще и “замужней вдовьей”. ” Не судилось Мотре счастье. Не испытала она его сызмала; не видела девкой, женщиной; не надеялась замужней вдовой!” Снова бедность, и бедность “невылазная”. А еще и сын родился. Мотря в батрачестве, на чужих работает, чтобы прокормить старую мать и сына. Тяжелая работа преждевременно сгорбила Мотрю, убила в ней дольку тепла и любви, поэтому и бьет она Чипку, и бьет так, что “синяки по месяцу не сходили”. Но все ж таки любила она его, “как каждая мать своего ребенка”. Когда Чипка вырос, а потом ступил на скользкий путь, это очень поразило Мотрю. Не надеялся этот честный человек, что такая ей уготована судьба. “Любила же, растила, долгих ночек недосыпала – рано вставала, поздно ложилась…”. Под старость снова идет наймичкой. Но вот замечательная перемена – Чипка стал хозяином, женился. Повеселела эта женщина, тепло и счастье поселились в ее доме, заиграли радостью старенькие глаза. Осуществилось то, о чем всю жизнь мечтала, что грезилось долгими ночами. Но “не судилось Мотре счастье”. Сын – убийца. За что ей такие мучения! Так как неправда гуляет по миру, губит души людей. Образ Мотри – образ нуждающейся женщины, которых было большинство на Украине.

Жизнь Оришки, матери Мотри, прошла, главным образом, при крепостничестве, в тяжелой бедности. Такая же сгорбленная преждевременно, переживает она за дочь, внука, как может поддерживает их. Она знает много сказок-поговорок, своим недалеким, крестьянским умом доходит до правды жизни. Рассказывает Чипке и о звездах, и о всяких животных. Очень любит внука. Когда бьет его мать – всегда защищает, голубит. Временами кажется, не взял ли что-то Афанасий Мирный с пушкинской Арины Родионовны, так как даже имена одинаковые, одинаково близки они к природе, к своим корням, одинаково любят людей, так как не любить грех, надо всем прощать. Этому Оришка и учит Чипку, но не удается ей передать ему свою любовь к жизни, свою веру в лучшее. Чипка совсем другой. Очень тяжелой потерей была для него смерть бабки. Хотя и была она ” старая-старая, как молоко белая, как сухарь сухая”, но учила его добру, отдавала свою любовь, была единственной во всем мире родной близкой душой (мать всегда работала). Была Оришка честным, справедливым, безгрешным человеком всю жизнь, поэтому и умерла легко, как заснула (не так, как Евдокия).

Есть еще в романе образ Христи – жены Григория, товарища Чипки. Сирота, наймичка, “веселая, проворная и рабочая девушка, хотя и небольшая красуля”. Но эта “небольшая красуля” так запала в сердце Григорию, что забыл он свои мечты о богачке. Христя – хорошая хозяйка, имеет нарядный дом. Она поняла Чипку, поняла, какой он на самом деле. Его слова о правде взволновали его душу, честную и правдивую. Начала задумываться над жизнью. Иногда не понимает она своего мужа за то, что он греб все под себя, что ему своя рубашка ближе к телу. С людьми искренняя, добрая, поэтому и Чипка хочет, чтобы у него в будущей семье были такие теплые отношения, как у Христи с Григорием. И недаром “Христя чувствует Чипку своим женским сердцем”. Когда познакомились с Галей, то полюбили друг друга. “Одинаково слышали, что хорошо, что плохо, и поэтому всегда обе сходились в своих мыслях”. Христя, как и Галя, тяжело переживает за судьбу Чипки, когда он становится вором, так как это добрый, чуткий человек. Я считаю, если бы у Григория случилось какое-то несчастье, Христя все бы сделала, чтобы ему помочь. Эти женские образы очень разные, но все героини стремятся честно жить, верят в людей, стараются постичь жизнь, хотя это им не всегда удается, все они стараются помочь Чипке вернуть его на праведный путь. Поэтому они так нравятся читателям, являются примером чуткости, доброты, тепла, которым они согревают людей. Я думаю, что эти женские образы надолго запомнит тот, кто прочитает роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Женские образы в романе Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полны?”