Глубокий демократизм и гуманизм творчества Диккенса

Когда речь идет об английской литературе, то в сознании миллионов читателей обычно вслед за именем Шекспира всплывает имя Чарльза Диккенса. Будучи всемирно популярными и любимыми, Шекспир и Диккенс, думается, с особой яркостью и рельефностью воплощают английский национальный художественный гений, особенности национального менталитета, богатство английского языка.

Глубокий демократизм и гуманизм творчества Диккенса во многом определялись обстоятельствами его биографии. Выходец из семьи бедного мелкого чиновника, попавшего в долговую

тюрьму, он с детства познал нужду и был вынужден рано зарабатывать на жизнь сначала на фабрике ваксы, потом клерком в конторе адвоката, а затем судебным и парламентским репортером. Некоторые обстоятельства его детства и юности нашли отражение в его носящем автобиографические черты романе ” Дэвид Копперфилд “. С детства Диккенс жадно читал, отличался феноменальной памятью, богатым воображением и фантазией, был впечатлителен и артистичен, обладал несомненным актерским даром; все это позднее сказалось на его художественной манере.

Диккенс дебютировал книгой “Очерки Боза” (1836), “маленькими зарисовками

подлинной жизни нравов”, в основном обитателей бедных кварталов Лондона. Но по-настоящему его огромный талант раскрылся в первом его романе – “Посмертные записки Пиквикского клуба” (1837), принесшем ему славу. Тонкий юмор, неистощимая способность к созданию комических ситуаций и целой галереи смешных, гротесковых персонажей, среди которых выделялся ставший почти нарицательной фигурой чудаковатый и странноватый мистер Пиквик, чем-то напоминающий Дон Кихота, равно как и его друзья-“пиквикисты”, – все это сразу же сделало Диккенса любимцем английской читающей публики. Последовавшие за ним романы “Приключения Оливера Твиста” (1838), “Николас Никльби” (1839), “Лавка древностей” (1841), “Мартин Чезлвит” (1844) и другие сделали его всеевропейской знаменитостью. Как прославленного писателя его приглашают в Америку, надеясь, что он прославит заокеанскую публику, но своей книгой “Американские заметки” (1842) Диккенс разочаровывает своих друзей в США, высказав немало нелицеприятных слов по адресу американской демократии и особенно рабства негров.

Талант Диккенса крепнет, его социальный критицизм усиливается: в романе “Домби и сын” (1848) он создает исполненный немалой обобщающей силы образ сурового жестокосердного негоцианта Домби. В 50-е гг. в творчество Диккенса активно входит социальная тема. Объектом его критики становятся заскорузлость юридической системы, олицетворенной в Верховном Канцелярском суде (“Холодный дом”), бездушная практика эксплуатации рабочих (“Тяжелые времена”, 1854), бюрократизм, неэффективность государственного аппарата, воплощенного в фантастическом Министерстве околичностей, главным принципом которого становится: “как не делать этого” (“Крошка Доррит”, 1857). Вместе с тем, выступая как сатирик, осмеивая некоторые стороны английской действительности, равно как и человеческий эгоизм, алчность, двуличие, Диккенс – сторонник реформ, нравственного перевоспитания общества (“Рождественские повести”), он – противник революционного насилия (“Повесть о двух городах”, 1859). Вера в добрых, бескорыстных людей из народа отличает его написанные в последнее десятилетие романы “Большие надежды” (1861) и “Наш общий друг” (1864). Диккенс скончался в 1870 г., оставив незавершенным последний роман – “Тайна Эдвина Друда”. Разными исследователями предпринимались попытки разгадать “тайну” героя, дописать это произведение. Диккенс был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с другими великими людьми Англии.

Диккенсовская Англия – это целый мир, населенный множеством персонажей, принадлежавших к различным социальным группам, типам человеческих характеров. Художественный метод писателя богат и многокрасочен. Юмор сочетается с сатирой, шарж с гротеском, комические описания прослаиваются лирическими отступлениями, голосом писателя-проповедника. Диккенс вывел в мир галерею рельефных, сатирически очерченных образов: это алчный школьный учитель Сквирс, истязающий детей (“Николас Никльби”), пропитанный лицемерием мистер Пекснифф, чье имя стало нарицательным (“Мартин Чезлвит”), скаредный и эгоистичный чиновник Скрудж (“Рождественская песнь”), бездушный философ “фактов и цифр” Грэдгранд и вульгарный нувориш, капиталист Баундерби (“Тяжелые времена”). Стяжателям, фарисеям Диккенс обычно противопоставлял людей из народа, добрых, великодушных, заметно идеализированных, иногда сентиментальных. В этом сказались романтические черты метода Диккенса, художника-гуманиста, верившего в добро, в торжество справедливости. Гуманизм писателя проявлялся и в его искусстве создавать образы детей.

Классика мировой литературы Диккенса неизменно любили в России. Среди горячих поклонников его творчества были Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Глубокий демократизм и гуманизм творчества Диккенса