Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв
СЛОВО О КНЯЗЬЯХ-литературный памятник, традиционно относимый к XII в и встречающийся в рукописях под заглавием “Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба”, “Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба ”, “Неделя 18 п6 всех святых Слово о князьях”
Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь Основной его пафос состоит в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси “Одумайтесь, князья, вы, что старшей
С дошло лишь в рукописях XV XVII вв., найдено М. П. Погодиным и опубликовано им в 1843 г. в отрывках Несколько списков произведения было обнаружено и отрывки из него опубликованы Х. М. Лопаревым в 1894 г. С. относят к произведениям ораторской прозы.
М. А. Салмана
Схожі твори:
- Можно ли сказать, что русская культура является европейской и почему (c XX-XIII века крещения Руси и по период киевской Руси)? Культура – явление, которое непрерывно связано с жизнью каждого человека на земле. Именно благодаря ей люди находят общие интересы, развивают свое мировоззрение и духовную сторону жизни. Культура влияет на такие сферы жизни, как формирование общества, развитие речи и даже прогресс. Стоит сразу отметить, что у каждого народа своя собственная культура, в некоторых городах и странах […]...
- Художественная основа поэмы “Рамаяна” ГЕроическая поэма ” Рамаяна “, ей более двух тысяч лет. Сказание о царевиче Раме, прямом потомке бога солнца, настолько известно, что нет в Индии человека, который бы не знал его досконально. “Рамаяна” оказала влияние на все искусство Индии, мотивы “Рамаяны” встречаются в литературе, в изобразительном искусстве, в музыке, существует ежегодный праздник, посвященный Раме,- Рамалила, во […]...
- Краткое изложение Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII А. де Виньи Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII В основу сюжета романа положен рассказ о действительно имевшем место в 1642 г. заговоре любимца короля Людовика XIII, маркиза Сен-Мара против всесильного кардинала Ришелье. 1639 г. Юный Анри д’Эффиа, маркиз де Сен-Мар, отправляется служить королю – едет на осаду захваченного испанскими войсками Перпиньяна. Под покровом […]...
- Мотив голодной жизни крестьянства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” ” Кому на Руси жить хорошо ” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была […]...
- Образ Руси в поэзии С. А. Есенина Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными […]...
- Образ Софии Киевской – символ духовного достояния народа Чудеса рождаются не часто. Они возникают не неожиданно, а рождаются где-то в глубинах человеческой души, чтобы в один день или год появиться, возникнуть посреди площади, взглянув на мир широко раскрытыми глазами. Вот оно, чудо! Выросло такое “чудо” посреди города Киева еще в XI столетии, но “росло” оно много лет в безграничной душе Сивоока из романа […]...
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа Кому на Руси жить хорошо – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти “счастье мужицкое”.В поэме решается самый главный вопрос о современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ” Возникает […]...
- Сочинение на тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного “Чудо” Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней? Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле […]...
- Английская реалистическая проза Томас Гарди (1840-1928) – автор нескольких ярких трагических романов из жизни простого народа. Лучший его роман “Тэсс из рода Д’Эрбервиллей” (1891) – о страшной судьбе молодой женщины, отец которой уверен, что он происходит из знатного рода (хотя они бедны, как мыши). Это сильно и очень пессимистично. Джон Голсуорси (1867-1933) – типичный англичанин, спокойный, основательный, оптимистичный. […]...
- Художественная практика постмодернизма Искусство постмодернизма предлагает принципиально новую трактовку таких категорий, как художественное время и пространство. В ХХ веке возникло несколько оригинальных концепций времени, одна из которых сформулирована В. Джоном Уильямом Данном в книге “Эксперимент со временем” (1920). Данн обратился к феномену пророческих сновидений, при котором одному человеку снится событие, происходящее наяву, например, через год, с другим человеком. […]...
- Вс. Некрасов: Художественная реальность поэта Реальность для Вс. Некрасова неоспоримы, более того – контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она полна; жизнь ужасна, несмотря на то прекрасное, что в ней есть. Эта антиномия, по Вс. Некрасову, и определяет сущность жизни. Поэт стремится замедлить бег наших глаз по строчкам, побудить к сосредоточенным, неторопливым раздумьям с тем, […]...
- Пролог поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Вся поэма Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. […]...
- Художественная идея и ее воплощение в поэме “Реквием” Идея “Реквиема” А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить”свое личное горе, иначе – паралич памяти “и безумие”.”Поэт должен выразить народное горе, стать голосом “сто мильонного народа”, иначе – разрыв – исторической памяти и потеря исторического смысла. Не единственная возможная реакция на ужас происшедшего – немота. Отсюда трагическое противоречие “Реквиема”: […]...
- Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” ” Кому на Руси жить хорошо ” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была […]...
- Художественная система французского классицизма Творчество Корнеля складывалось в атмосфере напряженной политической борьбы 1620-1640-х годов, когда кардинал Ришелье, всесильный министр при слабом короле, беспощадно расправлялся с любыми проявлениями своеволия и оппозиции. Трагедия Корнеля выросла на этой основе. Биография Корнеля небогата внешними событиями. Он родился в Руане, главном городе Нормандии, в семье адвоката. Обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание […]...
- Сатирическая проза Булгакова “Дьяволиада” Такого же рода задачи видели и в сатирической прозе автора “Дьяволиады”. “Булгаков пытается стать сатириком нашей эпохи”, – с чувством изумления обнаруживал критик журнала “Книгоноша” в 1925 году. Роман Булгакова создается не в безвоздушном литературном пространстве. “Ответственность за эпоху, за память умерших и славу живущих” берут на себя многие писатели, рожденные революцией или открывшие в […]...
- Детская и художественная литература Монголии В 1921 году в Монголии произошла народная революция. До революции Монголия была одной из самых отсталых стран с почти поголовной неграмотностью. Пастухи, охотники и земледельцы не имели доступа к феодальной культуре, которая развивалась либо при монастырях, где имелись типографии для печатания религиозных книг, Либо среди небольшой образованной прослойки высших классов. Народ создавал свою собственную культуру, […]...
- Главные герои в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме также ярко показан образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Тяжела была судьба крестьянина, но еще тяжелее, еще бесправней была судьба русской крестьянки. В семье она была самой забитой, самой бесправной рабой своего мужа, своей свекрови. Сколько человеческих страданий видим мы в жизни крестьянки Матрены! Нет косточки не ломаной, Нет жилочки не тянутой, Говорит она […]...
- Художественная самобытность басни “Пан и собака” Одним из самых ярких произведений Гулака-Артемовского является басня “Пан и Собака”. Жанр басни вообще был достаточно распространенным в литературе XIX века. В своих баснях украинские писатели показывали свое отношение к общественному строю, который господствовал в Украине. В аллегорической форме, часто через образы животных, птиц, растений и предметов баснописцы изображали господ и простой народ, который время […]...
- Ранняя, молодая проза К. Паустовского Ранняя, молодая проза К. Паустовского поистине “сотворена” югом, она и сейчас кажется пропитанной южным солнцем, насыщенной морским блеском, озвученной неумолчным рокотом волн. Едва уловимый привкус и звук причерноморской речи придают ей тонкую прелесть и своеобразие. Его повесть “Черное море” подобна поющей морской раковине. Стоит открыть ее страницы, и мы тотчас услышим близкую музыку набегающих волн. […]...
- Детская проза Александра Неверова Одним Из зачинателей русской литературы, и в частности литературы детской, был А. Неверов (псевдоним Александра Сергеевича Скобелева, 1886-1923). Цикл его коротких рассказов был оформлен в 1923 году; печатались они в журналах “Крестьянка” и “Работница”. Разрабатывая темы, необходимые для новой литературы, Неверов продолжал традиции лучших произведений классики. В рассказе “Санька Храбрый” (впервые напечатан в журнале “Работница”, […]...
- Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и […]...
- Лирическая проза Фраермана Проза Фраермана при всей лиричности и мягкой задушевности – энергичная проза. Ее основные качества – краткость, выразительность, динамизм. У Фраермана нет длинных, а тем более затянутых повестей. Исключение составляет одна сравнительно большая по объему книга – “Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина”, написанная в соавторстве с П. Зайкиным. И она написана достаточно сжато. Внушительный объем […]...
- Научно-художественная литература для детей Российская научно-художественная литература для детей создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой, антинаучной, реакционной и религиозной популярной книгой; а с другой стороны – в развитии лучших традиций этого жанра, представленного перед революцией произведениями Д. Кайгородова, В. Лункевича, Я. Перельмана, Н. Рубакина и др. Эти талантливые популяризаторы науки продолжали работать. К ним присоединились известные ученые […]...
- Сочинение по поэме “Кому на Руси жить хорошо” Тема сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской жизни., Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он “хотел, внести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение 20 лет”. При жизни автора поэма, оставшаяся […]...
- Романтизм как тип культуры и художественная система К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно расширить. Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества – с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, – с призывами к внедрению эстетического […]...
- “Малая проза” Булгакова В “малой прозе” булгаковский взгляд на вещи, воспитанный в традициях Гоголя и Щедрина, получает огромное количество свежих подтверждений. Будущее самоопределение Булгакова как писателя “мистического” во многом, кажется, питалось той информацией, которую он беспрерывно получал в годы, отданные мелкой газетной работе. Не надо преувеличивать степень воздействия этого материала, который, вполне вероятно, ложился на уже взрыхленную почву. […]...
- Композиционная форма поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Заслуживает особого внимания вопрос о первом “Прологе”. В поэме есть несколько прологов: перед главой “Поп”, перед частями “Крестьянка” и “Пир – на весь мир”. Первый “Пролог” резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы ” Кому на Руси жить хорошо “. Вот почему И. В. Шамориков и Г. В. Краснов считают […]...
- Притча “О двух великих грешниках” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Притча “О двух великих грешниках” – одно из самых острых в политическом отношении. Герой некрасовской легенды – разбойник Кудеяр – кающийся грешник. Он получил прощение, лишь убив угнетателя. Дело здесь не во внешней форме. Художник поэтизирует новую “святость”. Повесть о Кудеяре возводит убийство дворянина, хваставшего отсутствием каких-либо человеческих чувств, в религиозный подвиг, за который сам […]...
- Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: […]...
- Ироническая проза Сегодня ночью мне снилась подземная река мертвых. Видела там многих знакомых. Меня угощали теми самыми грибами с красными шляпами. Если на том свете действительно питаются этими грибами, я хочу пожить подольше. Поэтому я иду на кухню и ем две витамины, в которых множество витаминов и большое количество чрезвычайно полезных минералов. На работе мне сказали, что […]...
- Как живется чиновнику, боярину, купцу и царю в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что автор не успел завершить своего грандиозного творения, но также и о том, что в процессе работы Некрасов изменил направление своего первоначального замысла. В 70-х гг., […]...
- Какова роль притчи “О двух великих грешниках” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? Притча “О двух великих грешниках” входит в состав главы “Пир на весь мир”. “Древняя быль” – один из наиболее социально острых эпизодов эпопеи ” Кому на Руси жить хорошо “. Начинается притча с описания бесчинств Кудеяра, жестокого разбойника. Он ворует, грабит, похищает людей. Ему нравится такая жизнь. Но вот однажды в нем пробудилась совесть, опостылела […]...
- Проза Э. Хемингуэя. Проблематика, основы драматизма “Прощай, оружие!” 1929 г. Роман опирается на личный опыт писателя. В данном случае это военный опыт: служба в отряде Красного Креста на итало-автсрийском фронте, тяжелое ранение и пребывание Х. в миланском госпитале, бурная, но принесшая ему лишь горечь и разочарование любовь к медсестре Агнессе фон Куровски. Но в романе “Прощай, оружие!” реальные биографические факты предстают […]...
- Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”. Его муза – родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы. Образ женщины-труженицы, “страдалицы”, созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка […]...
- Русская проза в последние десятилетия XIX века Русская проза В последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе в первую очередь отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с общественными противоречиями и идейными спорами. В литературоведении пересмотрены распространенные еще не так давно суждения о кризисе реализма в конце XIX […]...
- Понятие “деревенская проза” в русской литературе В течение многих столетий Россия была по преимуществу страной крестьянской. Еще в 1897 г, городское население составляло всего-навсего 12,7% от общего числа российских граждан. Тогда думать и говорить о народе всегда означало думать и говорить о крестьянстве. Какие бы нравственные, эстетические, философские, а позднее и экологические проблемы ни поднимались русскими художниками, они чаще всего соотносились […]...
- Развитие русской литературы в период Петровской Руси Среди преобразований Петра I значительное место занимали реформы в области культуры и просвещения. Были открыты общеобразовательные и специальные школы, в которых обучали детей из разных сословий. В Печатном дворе издавались прежде всего учебно-прикладные, научные, публицистические и деловые книги. Был введен гражданский шрифт. Одной из первых книг для детей, напечатанных при Петре I гражданским шрифтом, является […]...
- “Проза” Жолковского “Проза” Жолковского также вся пронизана “памятью” культуры. В ней нетрудно обнаружить перекодированные пушкинские (“Ай да Борхес, ай да сукин сын!”, с. 12; “пальцы сами потянулись к перу и бумаге”, с. 12), лермонтовскую (“безжалостно возвращенного к скучным звукам земли профессора”, с. 12), герценовскую (“Готовый к любому исходу борьбы между поэзией и правдой, былым и думами…”, с. […]...
- Формы борьбы народа в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Во “Вступлении” к части поэмы – “Пир – на весь мир” ,!Втор “пунктирно” намечает новых героев, выражающих новые формы борьбы. Вахлаки справляют “великий пир” по случаю своего освобождения от князя Утятина. Состав представителей народа увеличен беженцами из соседнего города, сгоревшего “третьогодни”. Образ “пепелища” от города становится символом. Вахлаки похоронили князя. Настоящий бурмистр Влас (а не […]...