Характеристики героев повести “Маленький Бобеш”
Первая его книга для детей “Маленький Бобеш” была написана в 1930-1934 годах. В основу повести легли воспоминания о собственном детстве, однако цель книги гораздо серьезнее. Писателю удалось запечатлеть картины жизни чешского народа в наиболее острый кризисный период и поднять такие проблемы, которые в то время считались недоступными для детей и нежелательными. В повести речь идет о социальном неравенстве, о борьбе угнетенных за свои права, о жизни в самых сложных ее проявлениях. И. Плева прост и предельно правдив, он не хочет обманывать
В повести три части. Герой – маленький мальчик Бобеш – познает мир, и, чем старше он становится, тем сложнее восприятие героем видимых противоречий. Богатая поэтическая натура ребенка, мальчишки-почемучки, позволяет писателю развернуть целую феерию огромного мира, в котором живет его герой. Общение с природой и сказочные образы, населяющие его воображение, превращают все окружающее в необыкновенные чудесные предметы, но это не мешает Бобешу сталкиваться с жестокой реальностью. Он раню задумывается о том, почему есть бедные и богатые, ему приходится испытать пока что лишь детские обиды,
Плева Нарушает каноны буржуазной детской литературы которая требовала от детского писателя изображения действительности в розовых тонах. Это не значит, что автор показывает жизнь безнадежной; напротив, он утверждает, что человек сам кузнец своего счастья, что без борьбы за свои права люди не смогут ничего добиться. Поэтому он непримирим к взглядам бабушки мальчика, которая проповедует смирение, поэтому Плева смело рисует взрослых, не идеализируя их, а раскрывая их сущность, в том числе и отрицательные стороны характера и мышления, и недостатки, обусловленные средой, воспитанием, нравственным кодексом буржуазного общества. Плева обрушивается на психологию собственника, мещанина, крупного буржуа; он показывает отвратительную их сущность в моменты столкновения детей с людьми этого круга (ненависть фабрикантши к детям рабочих, которые, купаясь на речке, беспокоят ее собачку, и т. д.). Художественный вкус писателя подсказывает ему такие ситуации и детали, которые близки пониманию ребенка, и через малое подводит к обобщению жизненных явлений. Автор все время видит перед собой читателя младшего школьного возраста, и в этом залог успеха повести. Он не поучает “с высоты” авторитета взрослого человека, а рассказывает занимательно, поэтично, понимая лрироду ребенка не только умом, но и всем своим существом.
В творчестве И. Плевы мы находим большое жанровое разнообразие: помимо социально-бытовой повести, его перу принадлежат и приключенческая повесть (“Мальчишки с динамитом”, 1934), и сказки, и пьесы для кукольного театра, и сценарий для мультфильма. Причем, учитывая природу подростка и избирая жанр приключенческой повести, автор никогда не упускает возможности помочь читателю познать истинную причину явлений – как социальных, так и явлений природы. Это привело И. Плеву к мысли написать научно-художественную книгу для детей. Критика отмечала, что писатель опирался на традиции Жюля Верна, на опыт советской детской литературы, на достижения чешской литературы в эти годы. Несомненно, что такие писатели, как В. Незвал с его сказкой “Анечка добрый дух и соломенный Губерт” и В. Бианки с его “научными сказками”, в какой-то степени повлияли на выбор жанра. Однако “Капля воды” ни в коем случае не напоминает нам книги названных писателей; это подлинно новаторская оригинальная повесть, совершившая переворот в понимании жанра научной книги для детей в Чехословакии. До появления этой книги считалось, что научные сведения можно давать ребенку в сухом изложении, используя лишь логические категории, а не художественные образы.