Вспомогательные формы организации обучения
Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы.
Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а также в проведении профориентационной
Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную программу. Обычно факультативные занятия сочетают лекции преподавателя с различными видами самостоятельной работы учащихся, такими как проведение небольших самостоятельных исследований, написание практических и реферативных работ, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий и др.
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях выполняет главным образом обучающую,
Занятия в кружках и клубах являются постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности учащихся. Они также как и факультативные занятия осуществляются на основе определенной программы. Эти занятия тоже имеют добровольный характер. Кружковая и клубная работа должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и предусматривать развитие их инициативы, склонностей и способностей.
В настоящее время, наряду с постоянно действующими формами внеучебной деятельности, все большее распространение в учебном процессе получают такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, конкурсы, смотры, выставки и т. п.
Основной задачей факультатива является углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, а также проведение профориентационной работы.
Занятия в кружках и клубах, также как и факультативы, учащиеся осуществляют добровольно. Эти занятия проводятся по определенным программам, которые не дублируют школьные программы и способствуют получению более углубленных знаний и практических навыков по дисциплинам и направлениям, избранным самими учащимися.
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А. Н. Алексюка, Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, Н. М. Мочаловой, И. Я. Курамшина).
Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода обучения. Исследования Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы урока;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
5) соответствие возможностям самих учителей.
Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки. Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии.
Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.