Внутренняя логика развития образа Пети в повести “Белеет парус одинокий”
В. П. Катаев – один из самых популярных детских писателей. Миллионы школьников в числе своих любимых книг постоянно называют ” Белеет парус одинокий ” и “Сын полка”. Повесть “Белеет парус одинокий” (1936) увлекает нас необыкновенными приключениями, романтикой революционного подвига, борьбы против угнетателей народа. Несмотря на то что в произведении затрагиваются сложные социальные проблемы, они доступны и понятны учащимся, так как писатель раскрывает их на примере жизни двух маленьких героев – Пети и Гаврика, которых
Автор показывает, что жизнь формирует сознание мальчиков. Если для Гаврика, вышедшего из бедноты, восстание является естественным и необходимым разрешением существующей в мире несправедливости, то Пете нужно время, чтобы понять, что в “этом мире не все обстоит благополучно”. Именно дружба с Гавриком,
Показывая в повести столкновение враждебных классов, Катаев осмысливает действительность с точки зрения исторической перспективы ее развития, движения вперед, и в этом огромное воспитательное воздействие произведения; Несмотря на трагический конец революционного восстания 1905 года, произведение о нем носит оптимистический характер, вселяя веру в потенциальные силы народа, в то, что народ, представителями которого в повести выступают Родион Жуков, Терентий, дедушка, не может не победить.
Изображая начальный период революционной борьбы в России, Катаев раскрывает пути формирования сознания младшего поколения под воздействием идей революционеров старшего поколения. Изображение духовной близости и преемственности между поколениями является одной из важнейших тем повести.
Повесть “Белеет парус одинокий” ценна не только своим воспитательным воздействием на школьников, но и тем, что открывает широкие возможности для решения образовательных задач курса литературы V класса, где особое внимание уделяется характеристике героев, выявлению их психологии, мотивов поступков.
Решая эти задачи на материале повести, Читатель обратит особое внимание на портреты персонажей, на внешнее проявление их внутреннего состояния, на авторские ремарки, которыми сопровождаются диалоги и в которых писатель передает свое отношение к героям.
В результате такого чтения у нас возникает определенный эмоциональный отклик на выраженные в произведении – мысли и чувства. Они более глубоко осмысливают характеры литературных героев, обогащаются авторским видением, его пониманием мира и человека. Намечая систему работы, мы рассчитываем на то, что к началу изучения повести она предварительно будет прочитана нами, если не полностью, то в той композиции, какая дана в хрестоматии.