Тематика произведений Горького

Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу – о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему – общий. Видимо, не случайно рассказы обоих циклов созданы частично параллельно.

Для издания “Сказок” в 1919-1920 годах Горький (от имени редакции) написал вступление, где есть очень важная мысль: “Мы любовно ухаживаем за цветами, мы пламенно любим множество других прекрасных бесполезностей, таких же, как цветы, и вот за душой человека, за сердцем его,- не умеем мы так ласково ухаживать,

как следовало бы”. Твердо можно сказать, что “Сказки” (1906-1913), “По Руси” (1912-1917), “Детство” (1913), “В людях” (1914) проникнуты такой заботой. Вполне различимо и другое сходство. Художника увлек вечный вопрос – о взаимодействии первичного, человеческой природой заложенного, и вторичного, социально навязанного. Только результаты таких наблюдений в России и Италии не совпадали.

“Сказки об Италии”, по горьковскому определению,- сказки о жизни. В текущих событиях этой страны, в ее быту и обычаях, и национальном характере народа писатель нашел ясную перспективу для реализации своих идеалов.

Правда, позже он сказал о себе: “автор несколько приукрасил итальянцев”, что, однако, не помешало выразить важные для него представления о настоящем и будущем. Большинство героев “Сказок” свято чтут светлый опыт прошлого: “помнить – это все равно, что понимать”. Безвестный старик рыбак, передовой рабочий, другой старик – отец двух сыновей-смельчаков – все они воспринимают былые свершения “рудой, которую должны сделать сталью”. И верят: “Дети будут Лучше нас, и жить им будет легче”. Народные традиции проясняют мечту, а она позволяет верно судить о минувшем, стойко держаться в текущих событиях. Сплоченность, активность позиции придает “молодой демократии” Италии уверенность в совместной работе и борьбе за счастье. Такой оптимистический вывод возникает как будто в связи с общественными деяниями трудящихся (стачками, строительством туннеля). Но Горький не был бы Горьким, если бы он тем и ограничил свое понимание прогрессивной культуры. Весьма необычно определил он ее в письме А. М. Коллонтай (1911), “новые запросы жизни, отношение к женщине и т. д.”.

В “Сказках” темные начала побеждает каждый сильный человек – в любви, служении красоте. В этом смысле мужественная и пылкая Нунча, завоевывающая своего возлюбленного, или мать, спасающая сына,- не менее значительны. Трудность преодоления и радость свершения как источник сопричастности вечно прекрасной природе – здесь тоже шаг к грядущей гармонии. Писатель как бы обнимает единым взглядом яркую, ликующую итальянскую землю: “море блестит словно шелк”, солнце “творит сказки” – и видит единение с нею человека. Все вместе люди изживают страх, слабость, душу, “сжатую темной скорбью”, мысль, “истерзанную противоречием”.

В цикле “По Руси” нет столь мажорно озвученных картин, победных настроений и интонаций. Здесь царствует мудрый и трезвый анализ действительности. Проходящий пристально наблюдает каждого человека, чтобы “заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова”. Напряженный процесс познания раскрывает перед читателем обилие неповторимого человеческого опыта и суть его осмысления. Содержание каждого рассказа поэтому расширено во времени и пространстве: исповедью встреченных героем-повествователем людей, его собственными ассоциациями и раздумьями. Да и каждая объективная зарисовка таит в себе субъективный акцент. Даже пейзаж как бы выражает высшую цель того, кто им любуется. Проходящий поражен буйной силой: “Ожила вся огромная земля к весенним родам, потягивается, высоко вздымая лохматую влажную грудь, хрустят ее кости…” А заканчивается картина волевым побуждением: “протянуть бы руку, властно положить ее на гору, на берег и сказать: “Стой, пока я не дойду до тебя”. Земная мощь прекрасна сама по себе. Призвана же она передать желание проходящего найти свой берег в разливе стихии и трудности этого поиска.

Выразительное слово рассказчика подчиняет себе наши эмоции. Сразу создается мучительное ощущение: повсеместно унижены подлинные достоинства мира. “Человечья жизнь” напоминает “хорошую песню, обидно испорченную безголосым, глухим певцом. “Бестолковая тоска” оседает не только в маленьких городках, а на берегах вольных речек. Многих своих собеседников проходящий вновь именует “неудавшимися людьми”: они вдумчивы, имеют “емкую душу” и одновременно холодно замкнуты, своевольны, циничны. Всюду расточается, оскверняется изначально прекрасное. Но ведь такой взгляд не просто критичен. Он обязывает задуматься о погашенном кем-то свете, о некогда звучавшей мелодии. Во многих рассказах, благодаря острому вниманию, на какой-то момент “восстанавливается” природная сущность человека, он как бы заново оживает, хотя и ненадолго. Мечта о красоте выражена открыто. Поэтому с особым эмоциональным подъемом рассказано о сильных натурах, людях светлой мысли. Вдали от родины Горький стремился осмыслить противоречия и возможности русской жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Тематика произведений Горького