Тема сочинения и ее раскрытие в начальной школе
Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период – определение тематики сочинений, рассказов.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой. В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения.
Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого. Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Схожі твори:
- Как писать сочинения на основе прочитанного в начальной школе Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного. В I и […]...
- Как писать сочинение по картинам в начальной школе Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны […]...
- Как писать сочинение по наблюдениям в начальной школе Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в […]...
- Как писать сочинения миниатюры Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или […]...
- Тема сочинения об отце: Папины руки Отцовские руки сильные, крепкие. Я помню, как в детстве они подбрасывали меня высоко к потолку, почти к люстре, усаживали меня на свои могучие плечи. А как приятно было вместе с папой лепить из гипса фигурки и раскрашивать их красками! Я помню, как мы с папой мастерили для моей младшей сестрички стульчик. Папа учит, как поставить, […]...
- План сочинения по теме раскрытия идейного содержания произведения Более общая тема, связанная с раскрытием идейного содержания произведения, – “Конфликт “отцов” и “детей”. Нужно иметь в виду, что понятия “отцы” и “дети” – условные. Под “отцами” или “старшим поколением”, подразумевали выразителей реакционных общественных взглядов, а “детьми”, или “младшим поколением”, называли сторонников новых, революционно-демократических идей. В борьбе этих двух поколений и заключается конфликт романа. Поскольку […]...
- Тема сочинения: Образ Украины в творчестве современных поэтов Тема школьного сочинения: Образ Украины в творчестве современных поэтов Д. Павлычко, И. Драча, Б. Олейника, Л. Костенко. Украина… И перед нами возникают, восстановленные в памяти, многочисленные образы. “Украина, ты для меня чудо”, – писал В. Симоненко в стихотворении “Украина”. Очерчивая ведущую тему украинской поэзии, И. Калинец в душные года застоя писал: “Слова отчизна и мать […]...
- Методика изучения лирики в школе <strong>Приемы анализа:</strong> очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского “Узника” в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т. е. они […]...
- Советы по написанию сочинения Прежде чем начать писать сочинение, необходимо выполнить большую подготовительную работу: следует внимательно прочитать художественное произведение, основную учебную и критическую литературу о нем, сделать по ходу чтения выписки или заметки, содержащие ни и более важные мысли, относящиеся к теме сочинения. Если произведение было прочитано раньше, нужно выборочным чтением восстановить его содержание в памяти-. Обдумав прочитанное, наметить […]...
- Методика работы над изучением эпического произведения в школе Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти […]...
- Раскрытие пословице: Делу время потехи час Ничто не воспитывает человека так, как дело. Дело осмысленное, результатами которого можно гордиться. Если умело сочетаются моральные и материальные стимулы, появится в конечном счете и подлинная культура в работе. Но дело не только воспитывает человека, оно помогает добиться определенных высот в любом начинании. В народе всегда уважали трудолюбивых людей. И в фольклоре мы встречаем много […]...
- Основные виды письменных работ в V классе Основными видами письменных работ в V классе являются изложения с элементами рассуждения, сочинения-миниатюры на так называемые нелитературные темы, ответы на вопросы, связанные с литературным произведением (начало работы над сочинениями по литературе), и сочинения по картине. К письменным работам пятиклассники готовятся в процессе разбора произведения, в устных беседах, при выполнении домашних заданий и, опросе или же […]...
- Тема сочинения: Актуальность басен Крылова В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”. Во […]...
- Работа над сочинением в 3-ем классе В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по […]...
- Тема сочинения: психологические этюды в творчестве Бунина С начала 90-х годов Бунин напряженно ищет новых изобразительных средств, вырабатывает собственную творческую манеру. На этих путях он пытается сочетать реалистические традиции с новыми поэтическими приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму. Писатель создает ряд элегических бессюжетных произведений с зыбкой, размытой фабулой, в которых главное внимание уделено передаче тончайших изменений в настроениях, субъективных мгновенных впечатлений, […]...
- Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина “Современная идиллия” В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: “Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать ее”. Этой теме писатель […]...
- Тема сочинения: День Победы 9 Мая С раннего детства мне запомнились торжественные парады, которые демонстрировались по телевидению 9 Мая. Стройные прямоугольники войск, лица седых генералов, многоголосое “ура!”, торжественные песни, звон медалей и орденов, цветы в руках ветеранов Великой Отечественной войны и лица этих пожилых людей, на которых одновременно можно было прочитать и радость, и гордость, и боль, и грусть… Конечно же, […]...
- Тема сочинения по циклу рассказов Тургенева “Записки охотника” Центральным Произведением в раннем творчестве писателя были “Записки охотника”, сыгравшие выдающуюся роль в развитии русской литературы. Здесь Тургенев вплотную подошел к постановке коренного вопроса русской жизни тех лет, подводя читателей к выводу, что именно закрепощенный народ составляет живую душу нации. Антикрепостническая направленность “Записок охотника” выражалась прежде всего в прямом противопоставлении помещиков и крепостных крестьян. С […]...
- Тема сочинения: Художественный мир Достоевского Художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание писателя к кризисным моментам в жизни общества, в судьбах людей. Его произведения строятся на изображении постоянных конфликтов, борьбы, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически. Конфликты, споры, полемика отражаются и во […]...
- Тема сочинения Поэма А. Ахматовой “Реквием” Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложному обвинению он был арестован. “В […]...
- Тема сочинения: О своеобразии реализма Гоголя О своеобразии реализма Гоголя и его вкладе в историю русской литературы написано много. Отметим некоторые особенности этого своеобразия. Уже в одном из первых суждений о характере современной действительности Гоголь стремится постигнуть природу ее конфликтов. В незавершенной статье “Петербургская сцена в 1835-36 гг.” он с иронией писал: “Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму […]...
- Тема сочинения: Сквозь тернии – к звездам Конструктор первых Ракетно-космических систем, академик С. П. Королев был человеком редкой целеустремленности, преданности любимому делу, талантливым организатором науки, добрым другом и учителем космонавтов. Благодаря незаурядным способностям и упорству в 1930 году Сергей Павлович окончил высшее техническое училище и одновременно школу летчиков. В начале тридцатых годов Сергей Павлович познакомился с идеями К. Э. Циолковского о реактивном […]...
- Тема сочинения: Индивидуализм в ранней поэзии Брюсова Индивидуализм В ранней поэзии Брюсова по сути проистекал из стихийного недовольства наступающей властью капитала, ведущей к обезличиванию человека. Брюсов яростно защищал права личности, но эта защита не опиралась на какую-либо продуманную систему, не связывалась с утверждением идеи положительного общественного устройства. Резкое “выламывание” Брюсова из традиционных литературных рамок, алогизм его художественных образов, неприятие “банальной” поэзии выражалось […]...
- Тема сочинения: Волшебство в сказке “Снежная королева” Как бы мне хотелось оказаться в настоящей волшебной сказке! Обрести способность превращаться в птиц и животных, научиться пользоваться живой и мертвой водой, получить подарок от могущественного чародея… Или отправиться в путь, полный приключений, на поиски заколдованного друга, как это сделала Герда из волшебной сказки X. К. Андерсена. Однако в этой сказке нужно быть начеку, ведь […]...
- Тема сочинения: Песенное творчество Андрея Малышко Определяющей Чертой творчества Андрея Малышко литературоведы единодушно называют песенный лиризм. “Песенность – это одна из главнейших и самых дорогих черт всей поэзии Малышко, и лирической, и лироэпической”, – подчеркивал Дмитрий Павлычко. Песня – любимый жанр поэта. Есть в его поэтическом наследии циклы стихов “Песня дороги”, “Песня яворов”. Есть поэтические портреты учителей и друзей, названные песнями, […]...
- Тема сочинения: Как я понимаю выражение Культура общения Общение – дело очень тонкое, необходимое, незаменимое. А из чего оно складывается? Составляющие общения можно перечислить по пальцам одной руки: слово, интонация, взгляд, жест. И как много у каждой составляющей общения оттенков! Вы обращали внимание, со сколькими нюансами можно произнести простое слово “здравствуйте “. В одном случае оно звучит тепло, ласково, в другом – официально, […]...
- Тема сочинения: Уроки патриотизма в романе “Война и мир” Герои Толстого умеют так глубоко чувствовать, наделены таким даром взаимопонимания, что нередко им не нужно даже слов (обычный мотив лирики Фета и Тютчева). Достаточно вспомнить встречу Николая Ростова с Соней, когда он назвал ее “Вы Соня”, “но глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты” и нежно поцеловались”, или реакцию Наташи на объяснение в любви князя […]...
- Тема сочинения: Толстовская философия истории. Кутузов и Наполеон К началу 60-х годов, когда Толстой приступил к созданию ” Войны и Мира “, у него уже выработалась своя историко-философская концепция, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность отдельного человека может быть осмысленна и разумна, иметь свою цель. Развитие же человечества в целом происходит бессознательно, стихийно; конечные цели истории, если они […]...
- Тема сочинения: Победа человека на примере рассказов Дж. Лондона Произведения Известного американского писателя Джека Лондона популярны во всем мире. Их с огромным удовольствием читают и в нашей стране. В его рассказах перед нами предстают привлекательные образы простых тружеников, рабочих, моряков. Писатель всегда проявлял любовь, теплоту и уважение к трудящимся, выражая глубокое недовольство образом жизни богатых бездельников. Выходец из народа, он взял из своего окружения […]...
- Тема сочинения: Значение творчества Гоголя для русской литературы Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений – все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении принципов критического реализма, в развитии демократического общественного самосознания. Опираясь на творческие завоевания своих славных предшественников (Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина ), Гоголь […]...
- Тема сочинения: Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. “Странно: мне жаль,- писал Гоголь в “Театральном разъезде”,- что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех”. Вспомните его слова из “Авторской исповеди”: […]...
- Тема сочинения: Размышления по роману Достоевского “Записки из Мертвого дома” Литературным И общественным событием стала публикация “Записок из Мертвого дома” (1860-1862), созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о всеобщей, глубочайшей классовой ненависти каторжных – в большинстве вчерашних крепостных – к […]...
- Тема сочинения: скромность есть сознание своего человеческого достоинства Можно поспорить, какой цветок красивее: гордая орхидея, высокомерная роза или неприметная в своей простоте незабудка. К какому из них больше тянутся души людей? Можно долго рассуждать о том, какой человек привлекательнее: одетый по последней моде, кажущийся остроумным и эрудированным, но равнодушный к чужому горю, или одетый просто, но элегантно, немногословный, но трудности друга воспринимающий как […]...
- Тема сочинения: “Призрачная жизнь” светского общества в романе “Война и мир” Все герои романа ” Война и мир ” (как вымышленные персонажи, так и исторические лица) сгруппированы и оценены Толстым в зависимости от степени их близости или отдаленности от народа. Этот единый принцип характеристики и оценки всего множества действующих лиц (а их в романе более пятисот) позволил писателю свести воедино изображение людей самых разных социальных слоев […]...
- Образец сочинения – “Слава тебе, безысходная боль!” (Тема любви в лирике А. А. Ахматовой.) Страшное, темное время “ежовщины”, ужас которого до конца не понять потомкам. Никогда не понять этой не минутной, а длящейся изо дня в день муки. Это даже не смерть близкого человека, не война, а странное, бесконечно тянущееся время неоправданной разлуки, незаслуженных мук и страха. Анна Андреевна Ахматова – поэтесса, мать, женщина – переживала это время не […]...
- План сочинения – Многообразие тематики Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План. I Раскрыть тайну бога и человека. II “Корчи совести” 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема веры в Христа. 7. Тема эгоизма и альтруизма. 8. Тема самообмана. 9. Тема Наполеона. 10. Тема судьбы человечества. III “Найди в человеке человека. Вариант вступления. […]...
- Рекомендации к подготовке курсовой работы Цель курсовой работы – формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Этапы работы: 1. Выбор темы. Это важнейший этап. Выбирая тему курсовой работы по методике литературы, студенту необходимо учитывать, что ему предстоит не только работать над литературой в библиотеке, но и проводить эксперимент в школе, изучать учащихся, апробировать на практике то, что удалось разработать […]...
- Образец сочинения – Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. Пожалуй, для […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Сочинение на тему: Раскрытие конфликта комедии Грибоедова “Горе от ума” Уже в самом названии комедии “Горе от ума” (1822-1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение и пушкинской “Вакхической песне” (1829): “Так ложная мудрость мерцает и тлеет… Пред солнцем бессмертным ума”. Но […]...