Стихотворение “На железной дороге” из цикла стихов А. Блока “Родина”
Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдет о России. Кто она, Россия. Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колесами все больно. Неужели это некогда великая Россия. Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, “шла походкой чинною”. В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. “Бесполезная юность,
Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом
Как известно, Блок поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать свое толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся все те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов, и, кажется, не замечают Ее. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, все равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днем ждать, “быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон”, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.
По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, “Россия воспрянет ото сна”
В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и “яркие глаза” (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам). Синий цвет неба, возвышенный вагоны для богатых, желтый яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни средний класс, а зеленый цвет травы, близости к земле вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид изза стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Снаружи растут лесные деревья, за лесом длинная платформа, на ней навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, повидимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает “цветовых” определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, комуто сопутствует удача, ктото терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.
В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.
Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков “с” (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.
Стихотворение “На железной дороге” нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноименном стихотворении. Своеобразное “пессимистическое” кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждет страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России. Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.