Сопоставление фактов в “Капитанской дочке”

Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге. Сопоставление этих сцен может быть поручено ученикам; Читатель направляет и углубляет их наблюдения. Пусть Читатели обратят внимание на следующие детали:

Пирушка у Пугачева

“А, ваше благородие! – сказал Пугачев, увидя меня.- Добро пожаловать, честь и место, милости просим”. “Необыкновенная картина мне представилась.

За столом, . накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами…” “Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый…” “Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю… Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева “. “И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое”

Военный совет в Оренбурге

“Я застал у него (генерала) …

толстого и румяного старичка в глазетовом кафтане… Он часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоЧитательными замечаниями…” “Собрались и прочие приглашенные… Все уселись, и всем разнесли по чашке чаю. “- Итак, начнем собирать голоса по законному порядку, то есть начиная с младших по чину… Мнение мое было принято чиновниками с явного не благосклонностию… Поднялся ропот, и я услышал явственно слово “мйлокосос”. Старичок, в глазетовом кафтане: “Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно… двигайтесь подкупательно”. “…Все потрясло меня. “Я не мог не сожалеть пиитическим ужасом”, слабости почтенного воина, который, наперекор собственному убеждению, решился следовать мнениям людей несведущих и неопытных”.

В первой сцене все крупно, поэтично. Импонирует широта замыслов Пугачева, демократизм отношений его и сподвижников. Во второй сцене все мелко, тускло, ничтожно. Поведение чиновников отличается нерешительностью, трусостью, даже бесчестием (предложение действовать подкупательно), презрением высших по отношению к низшим, борьбой самолюбий. В сравнении с мощной фигурой вождя крестьянского восстания оренбургский генерал выглядит пигмеем.

Точно так же сталкиваются и проверяются характеры героев повести в сфере любви, в отношении к любовному чувству: эгоизм и бесчестие Швабрина, пустота и легкомыслие Зурина (“Женитьба блажь… Эй, плюнь. Послушайся меня: развяжись ты с капитанской дочкой”), равнодушие генерала, – чистота и непосредственность Гринева и Марьи Ивановны. Только Пугачев серьезно отнесся к чувству Гринева и принял близко к сердцу его горе. Характерны народные обороты речи, когда он говорит о любви: “Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою, закутим, запьем – и ворота запрем!”, “Ин быть по-твоему!.. Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!”

Высокое, поэтическое отношение к любви объединяет лучших из дворян и людей из народа, хотя волею судеб они часто оказываются во враждебных лагерях.

Так строгий анализ объективного хода событий в соотношении с выводами и оценками рассказчика позволяет понять и его точку зрения на действительность, и точку зрения на действительность автора произведения.

В известной мере постичь отношение автора к изображаемым героям и событиям помогают и эпиграфы к повести (как известно, Пушкин прямо говорит, что он, как “издатель”, “приискал” “приличный” каждой главе эпиграф). Большинство их взято из устной народной поэзии. Погруженные в общую фольклорную стихию повести, они по-своему указывают на близость нравственных и эстетических критериев писателя к народным представлениям о добре и красоте.






Світ дитинства в поезіях лесі українки.
Сопоставление фактов в “Капитанской дочке”