Сопоставление фактов в “Капитанской дочке”
Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге. Сопоставление этих сцен может быть поручено ученикам; Читатель направляет и углубляет их наблюдения. Пусть Читатели обратят внимание на следующие детали:
Пирушка у Пугачева
“А, ваше благородие! – сказал Пугачев, увидя меня.- Добро пожаловать, честь и место, милости просим”. “Необыкновенная картина мне представилась.
Военный совет в Оренбурге
“Я застал у него (генерала)
В первой сцене все крупно, поэтично. Импонирует широта замыслов Пугачева, демократизм отношений его и сподвижников. Во второй сцене все мелко, тускло, ничтожно. Поведение чиновников отличается нерешительностью, трусостью, даже бесчестием (предложение действовать подкупательно), презрением высших по отношению к низшим, борьбой самолюбий. В сравнении с мощной фигурой вождя крестьянского восстания оренбургский генерал выглядит пигмеем.
Точно так же сталкиваются и проверяются характеры героев повести в сфере любви, в отношении к любовному чувству: эгоизм и бесчестие Швабрина, пустота и легкомыслие Зурина (“Женитьба блажь… Эй, плюнь. Послушайся меня: развяжись ты с капитанской дочкой”), равнодушие генерала, – чистота и непосредственность Гринева и Марьи Ивановны. Только Пугачев серьезно отнесся к чувству Гринева и принял близко к сердцу его горе. Характерны народные обороты речи, когда он говорит о любви: “Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою, закутим, запьем – и ворота запрем!”, “Ин быть по-твоему!.. Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!”
Высокое, поэтическое отношение к любви объединяет лучших из дворян и людей из народа, хотя волею судеб они часто оказываются во враждебных лагерях.
Так строгий анализ объективного хода событий в соотношении с выводами и оценками рассказчика позволяет понять и его точку зрения на действительность, и точку зрения на действительность автора произведения.
В известной мере постичь отношение автора к изображаемым героям и событиям помогают и эпиграфы к повести (как известно, Пушкин прямо говорит, что он, как “издатель”, “приискал” “приличный” каждой главе эпиграф). Большинство их взято из устной народной поэзии. Погруженные в общую фольклорную стихию повести, они по-своему указывают на близость нравственных и эстетических критериев писателя к народным представлениям о добре и красоте.