Соловьев Владимир Сергеевич
В. С. Соловьев родился в Москве 16 января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева(1820-1879) и его жены Поликсены Владимировны.
Род отца принадлежал еще 5-6 поколений назад к среде великого русского крестьянства, перешедшего в духовное сословие. Отец не продолжил линию рода и занялся наукой, но был чужд дворянской среде профессоров. В семье у него были строгость и непререкаемый авторитет.
Мать Поликсена Владимировна была из украинско-польской семьи и имела в своем роду замечательного мыслителя восемнадцатого
Обстановка ранних лет способствовала благоприятному духовному развитию, созданы были наилучшие условия для образования и позднее для научной и философской деятельности.
Среднее образование он получил в 5 московской гимназии и окончил ее в 1869 году с золотой медалью и занесением имени на Золотую доску гимназии. В школьные годы проступали черты – страстных поисков высших целей и религиозный скептицизм с глубоким анализом критики процессов.
Высшее образование он получил в Императорском московском университете(1869-1873) учился на
Постоянно изучает историю философии, в 1875 году в Британском музее изучает философию и защищает докторскую диссертацию и написал “Критику отвлеченных начал” за что отстранен от лекторской деятельности. В его жилах текла кровь теоретика, проповедника и визионера-человека преданного изысканным духовным интересам.
С 1881 до 1893 занимается диалектикой идеализма и дает толкование истории философии. В 1881-1883 годах пишет 3 речи в память Достоевского. После знакомства в Загребе в 1886 году с видным католическим деятелем епископом Фиросмафом увлекается католицизмом. У него появляются запреты писать на религиозные темы. Тогда он рассматривает проблемы славянофильства и западничества. Последние годы занимается только вопросами философии, пишет статьи 1889 – “Красота в природе”, 1892-1894 гг. – “Смысл любви”, 1887 – “Понятие о Боге”, в 1897-1899 – “Теоретическая философия”.
После увлечения церковными теориями занимается теоретической философией, но не находит никакого сочувствующего отзыва своих теоретических работ и у него ухудшается настроение. Трагически переживает безвременность конца века, далекое от его утопических идей.
В последний год жизни он говорит о конце мира, представляя картину явления антихриста.
У него ухудшается здоровье, физически он ослабевает. Это был бездомный человек, без семьи и без устроенной жизни. Он трудно сходился с людьми. Его взгляды не давали сходится ни с правыми, ни с левыми.
Умирает в Узком – имении Трубецких 31 июля 1900 года в возрасте 48 лет от атеросклероза, болезни почек и истощения организма. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Он обладал небывалой силой мысли, овладел мировой философской культурой и жил напряженной духовной жизнью.
В доме, где он вырос очень строгие правила и за всем в доме следила жена. Владимир Соловьев не испытывал к родителям настоящих сердечных чувств. В истории его отец любил Владимира Мономаха и Петра I, был вежлив, благожелателен и очень с большими деловыми качествами, служба ректором университета была единственным его интересом, в субботу он ходил в оперу, а в воскресенье в церковь. Он был преподавателем истории царевича Николая Александровича, сына Александра II. Его старший сын Всеволод (1849-1903) писал романы на исторические темы, сестра Поликсена писала стихи и рассказы, а Брат Михаил(1862-1903), младший из 12 детей был историком и филологом, преподавателем в гимназии, переводчиком Платона. Сын Михаила Сергеевича Соловьева – Сергей Михайлович (1885-1942) был чистейшим символистом и очень близок Владимиру и Михаилу Соловьеву.
Владимир Соловьев после окончания университете читал весь курс лекций по философии. В 1877 переведен в Петербург для занятий философией и поехал за границу, защищает докторскую диссертацию по философии. Приезжает в Москву и знакомится у Толстой С. А. с ее племянницей Хитрово С. П., жившей постоянно в имении Пустынька и получившей его в наследство. Он испытывает к ней нежные чувства, ей 29, а ему 24. Она замужем и у нее 3 детей. Соловьев хотел на ней женится, но она не стала расторгать первый брак, хотя жила отдельно и брак был несчастным. Нежные чувства он сохранил на всю жизнь и имел прекрасные отношения с ее детьми, отказался жениться только в 1887 году.
Что он был за личность.
Наружность у него была загадочная и таинственная, но и самая обыкновенная. Лицо женственно-юношеское, бледное с большими темно синими глазами, безжизненными, стоящими и не моргающими, смотрящими в даль. Сухая бледная шея и длинные тонкие руки, засунутые в карманы или поправляющие волосы на голове. Голос звучал и проникновенно и гармонично. Очень красивые глаза. Красивое лицо с необыкновенно одухотворенным выражением, не от мира сего, лицо христианского мученика.
Внутренняя и внешняя духовность совмещалась с веселым нравом.
Одевался во что попало, безалаберный и странный. Его отличали теплое и сострадательное отношение к людям. У него смех был глубок по содержанию, смех Сократа. В молодости отличался влюбчивостью.
Его философские произведения были идеалистичны и их отличало:
– идеалистическая диалектика;
– внутреннее настроение философа, его философия реакционная. Прогресс основан на цельном знании и цельном человеке;
– утопическая теория относительного слияния церковной и светской власти в одно целое.
Его видение России как семьи народов и мировая роль России была последней мечтой Соловьева. Это философия конца.